Зачем нужно трансмиссионное масло «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Зачем нужно трансмиссионное масло

Трансмиссионное масло, как и моторное, выполняет широкий спектр задач. Коробка передач – не менее сложный агрегат, чем ДВС. И масло в трансмиссии испытывает столько же солидные нагрузки. Более того, для каждого типа КПП – механики и автомата – необходима своя смазочная жидкость.

В статье разберем, зачем конкретно нужно трансмиссионное масло и какой продукт подойдет для того или иного типа коробки.

Назначение трансмиссионного масла

Коробка переключения передач
Трансмиссионные масла выполняют функции, не менее сложные, чем моторные

Масло в КПП выполняет следующие важные задачи:

  • смазывает трущиеся детали;
  • предотвращает износ узлов;
  • снижает ударные нагрузки на детали механизма КПП;
  • снижает потерю мощности при преодолении трения;
  • защищает детали коробки от коррозии и образования отложений;
  • обеспечивает температурный баланс;
  • снижает уровень шума от работы зубчатых пар;
  • сохраняет свои свойства длительное время при агрессивной внешней среде

В случае с АКПП трансмиссионное масло также является полноценной рабочей жидкостью. Учитывая конструкционные особенности автомата, смазочная жидкость также охлаждает редуктор изнутри и передает усилия на боковые поверхности зубьев редуктора.

Трансмиссионное масло для МКПП

По сравнению с АКПП механика – более простой механизм. Тем не менее масло для него должно отвечать строгим требованиям автопроизводителей. Важно, чтобы качественная смазочная жидкость обладала следующими характеристиками:

  • Высокой сопротивляемостью окислению.
  • Максимальной защитой агрегата от задиров и износа.
  • Стабильными вязкостными характеристиками при любых погодных условиях в течение всего срока службы.
  • Сохранением текучести при низких температурах.
  • Высокой температурой вспышки и низкой летучестью за счет качества базового масла.

Подробнее о маслах для МКПП мы рассказали здесь.

При покупке смазочной жидкости для механической трансмиссии необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя – они указаны в техническом паспорте транспортного средства. Эти рекомендации в основном основаны на двух ключевых критериях – вязкости по SAE и группе качества по API.

Классификация по SAE

Вязкость масла показывает, насколько масляная пленка будет устойчива в зависимости от температуры. Здесь важно, чтобы масло не густело при низких температурах и не разжижалось при высоких. На конкретные показатели вязкости масла указывает классификация SAE, согласно которой масла делятся на зимние, летние и всесезонные:

Таблица 1. Зимние масла

Зимний класс

Минимальная температура, °С

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

70W

−55

4,1

75W

−40

4,1

80W

−26

7,0

85W

−12

11,0

Таблица 2. Летние масла

Летний класс

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

Максимальная вязкость при температуре 100 °C

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

24,0

140

24,0

41,0

250

41,0

-

Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает зимний класс, вторая – летний.

Классификация по API

Эта классификация основана на эксплуатационных характеристиках смазочных жидкостей. Каждый класс указывает на способность масла обеспечивать защиту подвижных частей от износа. Кроме того, классификация по API учитывает и способность самого масла противостоять вспениванию, окислению и загрязнению.

Согласно классификации API для трансмиссионных масел предусмотрены следующие допуски:

  • API-GL-1;
  • API-GL-2;
  • API-GL-3;
  • API-GL-4 (ТМ-4);
  • API-GL-5 (ТМ-5).

Подробнее о классификациях трансмиссионных масел, расшифровке маркировок на этикетках, а также о последствиях неправильного выбора смазочной жидкости – в этой статье.

Масло для АКПП

Коробка-автомат
Для каждого типа КПП требуется свое трансмиссионное масло

В автомате отсутствуют некоторые условия, присущие моторам. Здесь нет экстремально высоких температур, продуктов сгорания и угара. Однако, есть свои нюансы: детали коробки подвержены износу, поскольку работа многих из них основана на трении с экстремально высоким уровнем давления. Если масло не справляется, то в процессе износа, частицы металла забивают масляные фильтры. Давление рабочей жидкости снижается, износ узлов АКПП ускоряется. Со временем такая ситуация может привести к полному выходу из строя всего АКПП.

Чтобы смазочная жидкость сохраняла свои эксплуатационные качества в течение всего межсервисного интервала, в современных АКПП применяют синтетические или ATF-жидкости со специальными присадками. Они защищают масло от окисления и коррозии, повышают износостойкость узлов и очищают их от загрязнений.

В зависимости от типа АКПП, к маслу предъявляют определенные требования. Современные АКПП бывают в трех конфигурациях:

  • ступенчатые (классический гидротрансформатор);
  • Бесступенчатые (вариатор);
  • преселективные роботизированные КПП с двойным сцеплением.

Для каждого типа АКПП предусмотрено специальное масло.

Таблица 3. Требования для трансмиссионных масел

Для ступенчатых АКПП

Для вариаторов

Для преселективных АКПП с двойным сцеплением

Оптимальная вязкость.

Противозадирные и противоизносные свойства.

Термоокислительная стабильность.

Совместимость с эластомерами.

Низкая склонность к пенообразованию.

Высокая стабильность к сдвигу.

Соответствие требованиям DEXRON по снижению коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче

Более жесткие требования по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл–металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания

Самые высокие требования по износостойкости, защите от коррозии, вязкости и чистоте. Особые требования к фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне

Подробнее об особенностях масел для АКПП мы рассказали здесь.

Когда менять масло в трансмиссии

Сроки замены масла зависят от типа КПП:

  • Механическая коробка переключения передач – не реже, чем через каждые 150 тысяч километров пробега.
  • Ступенчатая АКПП – через каждые 30–50 тысяч километров пробега.
  • Вариатор – через 40 тысяч километров пробега.
  • Роботизированная КПП с двумя сцеплениями – через каждые 50–60 тысяч километров пробега.

Эти показатели – лишь примерный ориентир. В каждом конкретном случае необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства.

Если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП, это приведет к тому, что смазочная жидкость потеряет свои свойства. В результате механизм КПП начнет быстро изнашиваться, участятся его поломки и дорогостоящий ремонт.

Подробнее о нюансах замены трансмиссионного масла мы рассказали здесь.

Для выбора подходящего масла рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.

Картинка для анонса: Array
14.12.2021