Зачем нужно трансмиссионное масло «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Зачем нужно трансмиссионное масло

Трансмиссионное масло, как и моторное, выполняет широкий спектр задач. Коробка передач – не менее сложный агрегат, чем ДВС. И масло в трансмиссии испытывает столько же солидные нагрузки. Более того, для каждого типа КПП – механики и автомата – необходима своя смазочная жидкость.

В статье разберем, зачем конкретно нужно трансмиссионное масло и какой продукт подойдет для того или иного типа коробки.

Назначение трансмиссионного масла

Коробка передач
Трансмиссионные масла выполняют функции, не менее сложные, чем моторные

Трансмиссионное масло для КПП выполняет следующие важные задачи:

  • смазывает трущиеся детали;
  • предотвращает износ узлов;
  • снижает ударные нагрузки на детали механизма КПП;
  • снижает потерю мощности при преодолении трения;
  • защищает детали коробки от коррозии и образования отложений;
  • обеспечивает температурный баланс;
  • снижает уровень шума от работы зубчатых пар;
  • сохраняет свои свойства длительное время при агрессивной внешней среде

В случае с АКПП трансмиссионное масло также является полноценной рабочей жидкостью. Учитывая конструкционные особенности автомата, смазочная жидкость также охлаждает редуктор изнутри и передает усилия на боковые поверхности зубьев редуктора.

Трансмиссионное масло для МКПП

По сравнению с АКПП механика – более простой механизм. Тем не менее масло для него должно отвечать строгим требованиям автопроизводителей. Важно, чтобы качественная смазочная жидкость обладала следующими характеристиками:

  • Высокой сопротивляемостью окислению.
  • Максимальной защитой агрегата от задиров и износа.
  • Стабильными вязкостными характеристиками при любых погодных условиях в течение всего срока службы.
  • Сохранением текучести при низких температурах.
  • Высокой температурой вспышки и низкой летучестью за счет качества базового масла.

Подробнее о маслах для МКПП мы рассказали здесь.

При покупке смазочной жидкости для механической трансмиссии необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя – они указаны в техническом паспорте транспортного средства. Эти рекомендации в основном основаны на двух ключевых критериях – вязкости по SAE и группе качества по API.

Классификация по SAE

Вязкость масла показывает, насколько масляная пленка будет устойчива в зависимости от температуры. Здесь важно, чтобы масло не густело при низких температурах и не разжижалось при высоких. На конкретные показатели вязкости масла указывает классификация SAE, согласно которой масла делятся на зимние, летние и всесезонные:

Таблица 1. Зимние масла

Зимний класс

Минимальная температура, °С

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

70W

−55

4,1

75W

−40

4,1

80W

−26

7,0

85W

−12

11,0

Таблица 2. Летние масла

Летний класс

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

Максимальная вязкость при температуре 100 °C

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

24,0

140

24,0

41,0

250

41,0

-

Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает зимний класс, вторая – летний.

Классификация по API

Эта классификация основана на эксплуатационных характеристиках смазочных жидкостей. Каждый класс указывает на способность масла обеспечивать защиту подвижных частей от износа. Кроме того, классификация по API учитывает и способность самого масла противостоять вспениванию, окислению и загрязнению.

Согласно классификации API для трансмиссионных масел предусмотрены следующие допуски:

  • API-GL-1;
  • API-GL-2;
  • API-GL-3;
  • API-GL-4 (ТМ-4);
  • API-GL-5 (ТМ-5).

Подробнее о классификациях трансмиссионных масел, расшифровке маркировок на этикетках, а также о последствиях неправильного выбора смазочной жидкости – в этой статье.

Масло для АКПП

Коробка автомат
Для каждого типа КПП требуется свое трансмиссионное масло

В автомате отсутствуют некоторые условия, присущие моторам. Здесь нет экстремально высоких температур, продуктов сгорания и угара. Однако, есть свои нюансы: детали коробки подвержены износу, поскольку работа многих из них основана на трении с экстремально высоким уровнем давления. Если масло не справляется, то в процессе износа, частицы металла забивают масляные фильтры. Давление рабочей жидкости снижается, износ узлов АКПП ускоряется. Со временем такая ситуация может привести к полному выходу из строя всего АКПП.

Чтобы смазочная жидкость сохраняла свои эксплуатационные качества в течение всего межсервисного интервала, в современных АКПП применяют синтетические или ATF-жидкости со специальными присадками. Они защищают масло от окисления и коррозии, повышают износостойкость узлов и очищают их от загрязнений.

В зависимости от типа АКПП, к маслу предъявляют определенные требования. Современные АКПП бывают в трех конфигурациях:

  • ступенчатые (классический гидротрансформатор);
  • Бесступенчатые (вариатор);
  • преселективные роботизированные КПП с двойным сцеплением.

Для каждого типа АКПП предусмотрено специальное масло.

Таблица 3. Требования для трансмиссионных масел

Для ступенчатых АКПП

Для вариаторов

Для преселективных АКПП с двойным сцеплением

Оптимальная вязкость.

Противозадирные и противоизносные свойства.

Термоокислительная стабильность.

Совместимость с эластомерами.

Низкая склонность к пенообразованию.

Высокая стабильность к сдвигу.

Соответствие требованиям DEXRON по снижению коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче

Более жесткие требования по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл–металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания

Самые высокие требования по износостойкости, защите от коррозии, вязкости и чистоте. Особые требования к фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне

Подробнее об особенностях масел для АКПП мы рассказали здесь.

Когда менять масло в трансмиссии

Сроки замены масла зависят от типа КПП:

  • Механическая коробка переключения передач – не реже, чем через каждые 150 тысяч километров пробега.
  • Ступенчатая АКПП – через каждые 30–50 тысяч километров пробега.
  • Вариатор – через 40 тысяч километров пробега.
  • Роботизированная КПП с двумя сцеплениями – через каждые 50–60 тысяч километров пробега.

Эти показатели – лишь примерный ориентир. В каждом конкретном случае необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства.

Если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП, это приведет к тому, что смазочная жидкость потеряет свои свойства. В результате механизм КПП начнет быстро изнашиваться, участятся его поломки и дорогостоящий ремонт.

Подробнее о нюансах замены трансмиссионного масла мы рассказали здесь.

Для выбора подходящего масла рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.

14.12.2021
Поделиться: