Нюансы замены масла в коробке переключения передач «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Нюансы замены масла в коробке переключения передач

Масло в коробке переключения передач уменьшает нагрузку от трения деталей, защищает агрегат от коррозии и износа. При этом важно соблюдать определенную производителем регулярность замены масла в зависимости от типа КПП. Рассказываем, сколько масла заливается в коробку переключения передач и как часто нужно это делать.

Как часто заливать масло в КПП

Коробка переключения передач
Смазочный материал защищает КПП от износа

Периодичность замены масла зависит от того, какая КПП установлена в транспортном средстве. Кроме того, большую роль играют нагрузки на агрегат.

Механическая коробка переключения передач отличается простой конструкцией. В ней крутящий момент передается ведущим колесам через валы и зубчатые шестерни, которые постоянно соприкасаются друг с другом. Если на вашем автомобиле стоит «механика», менять масло нужно не реже, чем через каждые 150 тысяч километров пробега. Перевозка грузов, передвижение по пересеченной местности, неблагоприятные погодные условия – подобные нагрузки сокращают периодичность замены масла вдвое.

Автоматические КПП отличаются принципом действия, но все они устроены однозначно сложнее механики. Масло в них является рабочей жидкостью. Оно не только смазывает детали трансмиссии, но и отводит тепло от гидротрансформатора. Для стабильной работы АКПП масло в ней рекомендуется менять через каждые 30–50 тысяч километров пробега.

Вариатор - бесступенчатая КПП, в которой крутящий момент от двигателя к трансмиссии передается через 2 шкива. Такая коробка очень чувствительна к пробуксовкам, частым ускорениям и замедлениям. Агрессивная езда изнашивает шкивы и передаточные ремни, из-за чего фракции подвижных частей загрязняют масло. Поэтому опытные автомастера рекомендуют менять смачную жидкость в вариаторах примерно через 40 тысяч километров пробега.

Роботизированная КПП с двумя сцеплениями - по сути, это две механические коробки с электронным блоком управления, который автоматически меняет передачи. При этом одна механическая коробка отвечает за четные скорости, вторая - за нечетные. В РКПП нагрузку испытывает множество сложных деталей: диски сцепления, серво- и гидро-приводы, гидроблок и прочее. Чтобы сложный агрегат служил без перебоев, масло в нем рекомендуется менять через каждые 50-60 тысяч километров пробега.

Эти показатели примерны – в любом случае следует соблюдать рекомендации, которые установлены автопроизводителем.

Как определить, что масло пора менять:

  • По пробегу
  • После покупки БУ автомобиля, если нет достоверных свидетельств недавней замены.
  • Появляются толчки и задержки при переключении передач

На что обратить внимание при замене масла в КПП, чтобы предотвратить возможные серьезные поломки агрегата:

  • отработанное масло пахнет гарью;
  • объем отработки меньше положенного;
  • отработанная смазочная жидкость сильно потемнела;
  • в отработанном масле обнаружены металлические частицы.

Но что произойдет, если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП? Со временем смазочная жидкость теряет свои изначальные свойства, загрязняется, пенится и густеет. Из-за этого узлы коробки перестают работать как положено, что приводит к переключению передач, повышению потерь на трение и росту рабочей температуры. В результате КПП быстро изнашивается, что может привести к крайне дорогостоящему ремонту или полной замене агрегата.

Сколько масла заливается в коробку переключения передач

Поскольку масло в механической коробке переключения передач выполняет в основном смазочные функции, его расход сравнительно небольшой. Как правило, в 5-ступенчатую коробку необходимо вводить 1,6 литра масла, в 4-ступенчатую – 1,3 литра.

В АКПП масло ATF расходуют сразу несколько ключевых узлов. Гидротрансформатор забирает около 2 литров, насос и шестерни – около 4 литров, магистраль маслопровода и радиатор – еще около 2 литров. Следовательно, суммарный расход масла на «автомате» составляет примерно 8 литров для легкового автомобиля. Для внедорожников масла требуется еще больше – около 9–10 литров. Если в автомобиле установлен вариатор – автоматическая коробка без гидротрансформатора, расход масла будет меньше на 1–2 литра. В роботизированную коробку, в зависимости от количества ступеней, рекомендуется заливать от 1,9 до 2,4 литров масла.

Какое масло заливать в коробку?

Масла для коробки переключения передач, как и моторные масла, делятся по основе на несколько групп: подробнее об этом – в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».

  • Минеральные масла – производятся путем перегонки нефти. При этом в такой смазочной жидкости не меняется молекулярная структура.
  • Синтетические масла – при их изготовлении используются различные присадки, которые повышают эксплуатационные свойства смазочной жидкости.

Синтетическое масло, как правило, более жидкое при низких температурах и более стабильное к воздействию окружающих факторов. Например, Если минеральное масло с момента старта работы смазывает все детали коробки за несколько минут, синтетика сокращает это время до 30–40 секунд. Особенно это касается холодных пусков зимой.

Как заливается масло в коробку переключения передач

Сливают масло из КПП
Сливать масло из КПП необходимо в специальный поддон

Замена масла в механической КПП – процедура, с которой можно справиться без помощи автомеханика. Важный момент – перед тем как поменять масло в коробке, используемую в данный момент смазочную жидкость необходимо прогреть. Так масло проще будет слить. Для прогрева масла достаточно поездить на машине 5–10 минут. Далее можно приступать к замене масла:

  1. Загоните автомобиль на эстакаду.
  2. Поставьте машину на ручной тормоз.
  3. Снимите защитную крышку с КПП и колпачок с сапуна (клапана для выравнивания давления).
  4. Прочистите сапун.
  5. Открутите сливную пробку.
  6. Слейте отработанное масло – как правило, на это уходит 10–15 минут.
  7. Закрутите пробку.
  8. Залейте необходимое количество масла с помощью специального шприца.
  9. Закрутите колпачок сапуна.
  10. Установите защиту КПП.

Замена масла в АКПП и вариаторе производится специальным оборудованием на профильном СТО.

Можно ли заливать ATF в «механику»?

Чтобы МКПП проработала дольше, опытные автомеханики рекомендуют использовать синтетические масла AT, обладающие необходимыми допусками.

Картинка для анонса: Array
22.03.2021