Как правильно выбрать трансмиссионное масло по этикетке «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Как правильно выбрать трансмиссионное масло по этикетке

Не разобравшись в маркировке трансмиссионного масла, неопытный водитель может выбрать неправильный продукт. Ведь обращать внимание нужно не только на производителя — это важный, но не единственный критерий. Существует еще два ключевых параметра, которые важно знать — вязкость по SAE и группа качества по API. Давайте подробнее рассмотрим, что означают эти маркировки на этикетке.

Что такое трансмиссионное масло

Автомобильное трансмиссионное масло — техническая жидкость с особым составом, обеспечивающая нормальную эксплуатацию автомобиля. Она заливается в трансмиссию транспортного средства и снижает трение между ее металлическими компонентами, находящимся в прямом взаимодействии.

Трансмиссией машины принято считать коробку переключения передач (КПП), раздаточную коробку (встречается только на полноприводных авто), дифференциалы, редукторы, сцепление, муфты, карданные и приводные валы.

В составе трансмиссионной жидкости используется несколько компонентов. Как правило, это базовое масло:

  • минеральное — получается путем переработки тяжёлых фракций нефти (быстро теряет свои свойства при длительном воздействии высоких температур);
  • синтетическое — продукт, отличающийся технологичностью (подходит для коробок передач, которые работают под высокими нагрузками и нуждаются в качественной защите);
  • полусинтетическое — здесь синтетики около 30 %, остальная часть - минеральные компоненты.

Дополняет смазочный материал пакет присадок. Это очень важная многофункциональная часть готового продукта.

Для чего нужно трансмиссионное масло

Трансмиссионная жидкость изготавливается и используется для обеспечения стабильной масляной пленки на металлических компонентах трансмиссии. Для исправной работы системы масло должно всегда находиться на поверхностях трущихся элементов. Если его будет недостаточно, узел быстро выйдет из строя.

Смазочный материал выполняет следующие задачи:

  • улучшает охлаждение компонентов — отводит тепло от наиболее нагреваемых элементов;
  • защищает от окисления — автомобильное трансмиссионное масло сохраняет металлические детали в исправном состоянии, они не подвергаются коррозии и разрушению;
  • предотвращает образование отложений — состав выводит из контактных точек механические частицы, которые скапливаются из-за естественного износа трущихся деталей;
  • снижает вибрации и шум во время работы агрегата — качественная смазка исключает сухое трение между компонентами.

Вязкость трансмиссионного масла

Вязкость — основной фактор, который учитывается при выборе смазочного материала. Под этим параметром понимается свойство масла противостоять смещению его слоев во время нагрузок относительно друг друга.

Выделяется несколько видов вязкости:

  • Динамическая. Оценивается по степени подвижности жидкости и измеряется с помощью вискозиметра. Динамическая вязкость сильно снижается при работе под нагрузкой и при повышении температуры
  • Кинематическая. Это способность смазывающего материала оказывать сопротивление перемещению под воздействием силы тяжести.

Виды трансмиссионных масел

Автомобильное трансмиссионное масло принято разделять на разные виды. Существуют универсальные масла (эксплуатируются в автоматических и механических коробках, а также иных узлах трансмиссии), общего назначения (подходят только для передач цилиндрического, конического, зубчатого и червячного типа), специальные (могут использоваться только в сочетании с гипоидной передачей).

Классификация по SAE

Важно знать вязкость по SAE и группу качества по API трансмиссионного масла
Грамотный подбор масла по вязкости обеспечит стабильную работу трансмиссии в течение всего года

Вязкость трансмиссионного масла отвечает за устойчивость масляной пленки на движущихся узлах трансмиссии. В зависимости от температуры масла она меняется: становится более густой при остывании и менее вязкой с ростом температуры.

На способности сохранять вязкость в определенном температурном диапазоне и основана классификация SAE. Согласно SAE, трансмиссионные масла делятся на зимние, летние и всесезонные (универсальные).

Для зимних масел используется маркировка с буквой W и цифра. Какая здесь будет расшифровка показателей трансмиссионного масла? Она во многом напоминает параметры моторного состава. Буква — сокращение от winter (зима). Первая цифра показывает рабочую температуру масла, вторая — его вязкость при температуре 100 °C.

Значения показывают, насколько сохраняется вязкость смазочной жидкости при отрицательных температурах:

«Зимний» класс

Минимальная температура, °С

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

70W

−55

4,1

75W

−40

4,1

80W

−26

7,0

85W

−12

11,0

Летние масла маркируются только цифрой, которая указывает на минимальную и максимальную вязкость:

«Летний» класс

Минимальная вязкость при температуре 100 °C

Максимальная вязкость при температуре 100 °C

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

24,0

140

24,0

41,0

250

41,0

Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает «зимний» класс, вторая – «летний». Выбирайте вязкость масла в соответствии с условиями эксплуатации (перепады температур) и рекомендациями производителя агрегата.

Классификация по API

Необходимое трансмиссионное масло указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля
Трансмиссионное масло должно подходить не только по вязкости, но и по нагрузке на узел

В отличие от SAE, классификация API учитывает эксплуатационные характеристики трансмиссионных масел. А именно, насколько состав продукта обеспечивает защиту подвижных частей от износа, а самого масла – от вспенивания, окисления и загрязнения.

Классификация API предусматривает следующие допуски трансмиссионных масел:

API-GL-1

Предназначены для КПП со спиральными, коническими и червячными передачами. Также подходят для некоторых трансмиссий с ручным управлением, работающих в условиях с низким удельным давлением и скоростью скольжения. В маслах с такой маркировкой не используются модификаторы трения и противозадирные присадки. Допуск API-GL-1 позволяет использовать масло в некоторых механических коробках передач грузовых автомобилей.

API-GL-2

Подходят для КПП с червячной передачей автомобильного типа. Масло может содержать противоизносные и очень мягкие противозадирные присадки. Как правило, такое масло используется в сельскохозяйственной технике, которая работает при низких скоростях и оборотах.

API-GL-3

Масло может применяться в механических трансмиссиях со спирально-коническим приводом, работающих при умеренно тяжелых нагрузках. Оно может содержать мягкие противозадирные присадки. Не подходит для гипоидных передач.

API-GL-4 (ТМ-4) – распространено в современных условиях

Масло для зубчатых, в том числе гипоидных передач, работающих при:

  • некритических умеренных скоростях и ударных нагрузках;
  • высоких скоростях и низком крутящем моменте;
  • низкой скорости и высоком крутящем моменте.

Как правило, такое масло используется в синхронизированных КПП автомобилей с передним приводом. Содержание присадок с противоизносными свойствами составляет максимум 4 %.

API-GL-5 (ТМ-5) – распространено в современных условиях

Масло для зубчатых, в том числе гипоидных передач легковых и грузовых автомобилей, работающих при:

  • высоких скоростях и ударных нагрузках;
  • высокой скорости и низком крутящем моменте;
  • низкой скорости и высоком крутящем моменте.

В масле используется не более 6,5 % противоизносных модификаторов. Кроме того, в составе противозадирных присадок увеличено количество фосфора и серы. Оксиды этих элементов могут вызывать коррозию цветных металлов в конструкционных деталях синхронизированных трансмиссий. Поэтому масло с допуском API-GL-5 в таких агрегатах почти не применяется.

API-GL-6 – устарело

Масла с антизадирными свойствами для КПП старых высокопроизводительных автомобилей. Сейчас такая маркировка не применяется.

API-MT-1 – устарело

Масло с высоким содержанием антизадирных присадок, предназначенное для некоторых несинхронизированных механических коробок передач грузовых автомобилей и автобусов.

Последствия неправильного выбора масла для трансмиссии

Какое именно масло для трансмиссии необходимо, обычно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Главное – внимательно изучить, какой именно тип масла подходит для конкретного агрегата (КПП, мосты и т.п.). Ведь ошибка при выборе может нанести достаточно серьезный ущерб трансмиссии. К самым распространенным неприятным последствиям при использовании неправильного масла относятся:

  • посторонние шумы при переключении скоростей;
  • замедление работы сцепления;
  • избыток масла, который приведет к перегреву трущихся между собой деталей и утечке смазочной жидкости;
  • износ сальников и уплотнителей, что приведет к деформации рабочих узлов КПП.

Чтобы избавить себя от лишних сомнений при покупке, вы можете смело доверить выбор автоматическому сервису на сайте ADDINOL, который позволяет выбрать трансмиссионное масло. Здесь достаточно указать марку, модель и комплектацию автомобиля. Ориентируясь на требования автопроизводителя, наша система точно подберет именно то масло, которое подходит вашему автомобилю.

29.04.2021
Поделиться: