В новом автомобиле, оборудованном АКПП, необходимое масло уже залито в агрегат. Однако масло для коробки автомат не вечно. Примерно через 30–50 тысяч км жидкость желательно проверять и при необходимости обновлять. Обычно этот регламент производитель указывает в руководстве по эксплуатации транспортного средства. В связи с этим у многих автолюбителей возникает вопрос, какое масло заливать в коробку «автомат». Разбираем, почему автоматической трансмиссии нужна замена рабочей жидкости и что именно стоит использовать.
Почему необходимо менять масло в АКПП
В отличие от механической коробки, с относительно простой конструкцией, «автомат» — более сложный агрегат. Масло для автоматической коробки выполняет одновременно несколько функций:
- смазывание трущихся деталей;
- охлаждение деталей за счет отвода тепла;
- защита от коррозии, износа, задиров, образования отложений и пенообразования.
На периодичность замены масла для автоматической коробки влияют условия эксплуатации транспортного средства:
- перемещение по городу с регулярными и длительными простоями в пробках;
- резкие сезонные колебания температур;
- агрессивная, динамичная езда;
- повышенная нагрузка при буксировке прицепа или перевозке тяжелых грузов;
- движение по пересеченной местности.
Иными словами, чем активнее вы эксплуатируете автомобиль, тем выше нагрузка на АКПП и масло для коробки автомат. Подробнее о том, как выявить необходимость замены и какой объем нужно заливать, мы рассказали в статье «Нюансы замены масла в коробке переключения передач».
Какое масло заливать в АКПП
В автоматических коробках автомобилей, которые выпускались в 90-е годы, еще допускалось применение минеральных масел. В современных, технически более сложных агрегатах, используют только синтетические или полусинтетические ATF-жидкости, в которых находятся следующие типы присадок:
- диспергирующие добавки — предотвращают загрязнение узлов коробки;
- антиоксиданты — решают проблему окисления масла;
- противоизносные присадки — повышают износостойкость подшипников, упорных шайб, планетарной передачи, насосов и обгонных муфт;
- модификаторы трения — обеспечивают плавность переключения передач и снижение вибрации;
- антикоррозионные присадки — предотвращают появление коррозии на узлах АКПП.
На сегодняшний день в автомобилях используется три типа АКПП:
- классические ступенчатые (гидротрансформатор);
- бесступенчатые (вариаторы или CVT);
- преселективные с двойным сцеплением (DCT).
Универсального синтетического масла для АКПП, которое подошло бы для каждой модели, не существует. К каждому типу «автомата» требуется специальное масло с особенными требованиями.
Масла для ступенчатых АКПП
Масло для коробки автомат ступенчатого типа должно обладать следующими характеристиками:
- оптимальная вязкость;
- противозадирные и противоизносные свойства;
- термоокислительная стабильность;
- совместимость с эластомерами;
- низкая склонность к пенообразованию;
- высокая стойкость к сдвигу.
Среди высококачественных масел ADDINOL этим требованиям полностью соответствуют высокоэффективные жидкости серии ATF XN:
Масло для АКПП |
Спецификации |
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске. Длительная защита от коррозии. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON II D. |
|
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске. Длительная защита от коррозии. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON III H. |
|
Подходит для всех 4-и 5-ступенчатых АКПП. Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики. Длительная защита от коррозии. Совместимость с предыдущими спецификациями Dexron D III H, D III G, D III или D II D. |
|
Для современных АКПП с числом передач от 6 до 8. Хорошая защита высоконагруженных узлов трансмиссии. Повышенная экономия топлива благодаря низкому уровню вязкости. Выполнение и даже перевыполнение требований Dexron VI и Mercon LV. |
|
Для применения во всех распространенных АКПП с числом передач до 7. Плавное переключение с малой задержкой. Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
Подходит для применения в АКПП производства ZF с 6, 8 или 9 ступенями передач. Повышенная экономия топлива благодаря пониженной вязкости. Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
Для применения во всех распространенных АКПП с 9 передачами и некоторых АКПП с 10 передачами. Превосходная термоокислительная стабильность. Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
ATF XN HD |
Подходит для АКПП класса Heavy Duty, для коробок передач DIWA и ZF. Специально разработан для сверхдлинных интервалов замены масла до 180 000 км. Оптимальная передача крутящего момента и исключительная стойкость к окислению. |
Масла для вариаторов
К маслам для бесступенчатых АКПП предъявляют схожие требования по оптимальной вязкости, термоокислительной стабильности и совместимости с эластомерами. При этом они должны соответствовать более жестким требованиям по антипенным свойствам, стойкости к сдвигу, защите от износа из-за более высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл—металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания.
Специально для «автоматов» CVT компания ADDINOL разработала синтетические масла ATF CVT и ATF CVT YELLOW. К их преимуществам относятся:
- Стабильные оптимизированные фрикционные характеристики в паре «металл—металл» с отличной защитой от износа.
- Антивибрационные свойства для увеличения срока службы узлов, снижения вибрации и шума — это особенно важно при езде по городу с частыми стартами и остановками.
Масла выполняют и перевыполняют требования международных спецификаций и автопроизводителей.
Масла для преселективных АКПП с двойным сцеплением
Конструктивно автоматы DCT объединяют преимущества АКПП и МКПП, поэтому и масла должны соответствовать самым высоким требованиям. Кроме того, для некоторых DCT-масел предъявляются особые требования к фрикционным характеристикам для обеспечения корректной работы “мокрого” сцепления.
Для коробок данного типа стоит использовать масло ADDINOL ATF DCT, специально разработанное для применения в коробках передач с двойным сцеплением мокрого типа. К его преимуществам относятся:
- Улучшенная несущая способность, которая обеспечивает непревзойдённую защиту зубчатых передач и подшипников, продлевает срок службы трансмиссии.
- Увеличенный срок службы масла и более длительные интервалы его замены.
Масло для коробки автомат выполняет и перевыполняет требования международных спецификаций и автопроизводителей. Трансмиссионные масла ADDINOL соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к маслам для АКПП. Они эффективно защищают от износа и показывают идеальные антифрикционные свойства даже при холодном пуске. Кроме того, отличаются оптимальной вязкостью как при низких, так и при высоких температурах.
Чтобы выбрать оптимальное масло для автоматической коробки, воспользуйтесь нашим сервисом онлайн-подбора.
Требования к маслам для МКПП и АКПП
Механическая коробка передач имеет более простой механизм по сравнению с автоматом. При этом узел подвергается высоким нагрузкам. Чтобы он работал исправно, трансмиссионное масло должно:
- обеспечивать высокую сопротивляемость окислению;
- обеспечивать эффективную защиту металлических элементов от задиров и износа;
- иметь стабильную вязкость при любом температурном воздействии.
Детали автоматических трансмиссий также подвержены износу. Масло для коробки автомат должно обладать:
- оптимальной вязкостью;
- противозадирными и противоизносными свойствами;
- термоокислительной стабильностью;
- совместимостью с эластомерами;
- низкой склонностью к вспениванию;
- высокой стойкостью к сдвигу.
Как правильно выбрать масло для АКПП
При использовании неправильного масла высок риск поломки АКПП. Чтобы избежать этого, нужно подбирать его по двум принципам:
- Тип базового масла. Оно может быть минеральным, синтетическим и полусинтетическим (смесь синтетического и минерального). Первое не рекомендуется для эксплуатации в суровых зимних условиях, поскольку отличается низкой устойчивостью к окислению. Используется для старых АКПП. Синтетические и полусинтетические обладают высокими эксплуатационными качествами и не боятся перепада температуры. Обеспечивают длительную службу коробки.
- Вязкость. Она показывает, насколько масло эффективно при перепаде температуры. Оно должно обеспечивать стабильную масляную пленку.
Чтобы правильно выбрать масло среди доступных вариантов, следует обращаться к технической документации транспортного средства. Автопроизводители указывают рекомендуемые характеристики с учетом условий эксплуатации, нагрузок на автомобиль.
Как часто надо менять масло в АКПП
Масло для автоматической коробки, вне зависимости от ее типа, обеспечивает слаженную работу всех механизмов узла. Оно смазывает трущиеся поверхности, защищает от перегрева, коррозии и загрязнений. Такая работа продукта продлевает срок службы АКПП.
Однако если масло для коробки автомат не менять вовремя, то механизмы трансмиссии быстро выйдут из строя. Автовладельцы должны следить за его состоянием, а также проводить регулярную проверку. Обычно интервал составляет 30-60 тыс. км пробега.