В новом автомобиле, оборудованном АКПП, необходимая рабочая жидкость уже залита в агрегат. Однако масло в коробке не вечно. Примерно через 30–50 тысяч км пробега – обычно этот показатель производитель указывает в руководстве по эксплуатации автомобиля – смазку необходимо обновлять. В связи с этим у многих автолюбителей возникает вопрос: какое масло заливать в коробку «автомат»? Разбираем, почему вообще автоматической трансмиссии нужна замена рабочей жидкости, и какое именно масло ей требуется.
Почему необходимо менять масло в АКПП
В отличие от механической коробки, которая отличается относительно простой конструкцией, «автомат» является более сложным агрегатом. Масло в АКПП выполняет одновременно несколько функций:
- смазка деталей, испытывающих трение скольжение или качение;
- охлаждение редуктора изнутри за счет отвода тепла к картеру КПП или отдельному масляному радиатору;
- защита от коррозии, износа, задиров, отложений и образования пены;
- передача усилия на боковые поверхности зубьев.
Хотя трансмиссионная жидкость не подвергается столь же серьезным нагрузкам, как моторная: в коробке нет высоких температур, продуктов сгорания и угара – но в «автомате» многие детали работают на трении, что приводит к их неизбежному износу.
Со временем продукты износа, вроде частиц алюминия и стали, накапливаются на поверхности фильтров. Из-за этого падает давление рабочей жидкости, что в свою очередь приводит к замедлению работы узлов коробки. Если же накопление фрикционных частиц становится критическим, может порваться штора фильтрующего элемента – в современных АКПП она делается из войлока или картона. Накопившаяся грязь смешается с маслом, что приведет к быстрому износу механических частей.
Как правило, срок службы масла в автоматических трансмиссиях сопоставим со сроком службы автомобиля – это примерно 3–6 лет. Однако на периодичность замены значительно влияют условия эксплуатации транспортного средства:
- перемещение по городу с регулярными и длительными простоями в пробках;
- резкие сезонные колебания температур;
- агрессивная, динамичная езда;
- повышенная нагрузка при буксировке прицепа или перевозки тяжелых грузов;
- движение по пересеченной местности.
Иными словами, чем активнее вы эксплуатируете автомобиль, тем выше нагрузка на АКПП и трансмиссионное масло. Подробнее о том, как выявить необходимость замены масла и в каких объемах его нужно заливать, мы рассказали в статье «Нюансы замены масла в коробке переключения передач».
Какое масло заливать в АКПП
В автоматических коробках автомобилей, которые выпускались в 90-е годы, еще допускалось применение минеральных масел. В современных, технически более сложных агрегатах, используются только синтетические или полусинтетические ATF-жидкости, в которых находятся следующие типы присадок:
- диспергирующие добавки – предотвращают загрязнение узлов коробки;
- антиоксиданты – решают проблему окисления масла;
- противоизносные добавки – повышают износостойкость подшипников, упорных шайб, планетарной передачи, насосов и обгонных муфт;
- модификаторы трения – обеспечивают плавность переключения передач и снижение вибрации;
- антикоррозийные добавки – предотвращают появление коррозии на узлах АКПП.
На сегодняшний день в автомобилях используется три типа АКПП:
- классические ступенчатые (гидротрансформатор);
- бесступенчатые (вариаторы или CVT);
- преселективные с двойным сцеплением (DCT).
И универсального синтетического масла для АКПП, которое подошло бы для всех типов, не существует. К каждому типу «автомата» требуется специальное масло с особенными требованиями.
Масла для ступенчатых АКПП
Масло для ступенчатых коробок должно обладать следующими характеристиками:
- оптимальная вязкость;
- противозадирные и противоизносные свойства;
- термоокислительная стабильность;
- совместимость с эластомерами;
- низкая склонность к пенообразованию;
- высокая стабильность к сдвигу;
- соответствие требованиям DEXRON – международной классификации рабочих жидкостей для АКПП, основанной на снижении коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче.
Среди высококачественных масел ADDINOL этим требованиям полностью соответствуют рабочие жидкости улучшенной серии ATF XN:
Масло для АКПП |
Спецификации |
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске. Длительная защита от коррозии. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON II D. |
|
Плавное переключение передач и надежность при холодном пуске. Длительная защита от коррозии. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON III H. |
|
Подходит для всех 4-и 5-ступенчатых АКПП. Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики. Длительная защита от коррозии. Совместимость с предыдущими спецификациями Dexron D III H, D III G, D III или D II D. |
|
Для современных АКПП с числом передач от 6 до 8. Хорошая защита высоконагруженных узлов трансмиссии. Повышенная экономия топлива благодаря низкому уровню вязкости. Выполнение и даже перевыполнение требований Dexron VI и Mercon LV. |
|
Для применения во всех распространенных АКПП с числом передач до 7. Плавное переключение с малой задержкой. Высокая защита от износа и оптимизированные фрикционные характеристики. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
Подходит для применения в АКПП производства ZF с 6, 8 или 9 ступенями передач. Повышенная экономия топлива благодаря пониженной вязкости. Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
Для применения во всех распространенных АКПП с 9 передачами и некоторых АКПП с 10 передачами. Превосходная термоокислительная стабильность. Высокая стабильность к сдвигу даже при высоких температурах. Выполнение и даже перевыполнение требований DEXRON VI. |
|
ATF XN HD |
Подходит для АКПП класса Heavy Duty, для коробок передач DIWA и ZF. Специально разработан для сверхдлинных интервалов замены масла до 180 000 км. Оптимальная передача крутящего момента и исключительная стойкость к окислению. |
Масла для вариаторов
К маслам для бесступенчатых АКПП предъявляются схожие требования по оптимальной вязкости, термоокислительной стабильности и совместимости с эластомерами. При этом они должны соответствовать более жестким требованиям по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за более высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл—металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания.
Специально для «автоматов» CVT компания ADDINOL разработала синтетические масла ATF CVT и ATF CVT YELLOW. К их преимуществам относятся:
- Стабильные оптимизированные фрикционные характеристики в паре «металл—металл» с отличной защитой пары от износа.
- Превосходные антивибрационные свойства для увеличения срока службы узлов, снижения вибрации и шума – это особенно важно при езде по городу с частыми пусками и остановками.
Масла выполняют и перевыполняют требования международных спецификаций и фирм изготовителей.
Масла для преселективных АКПП с двойным сцеплением
Конструктивно автоматы DCT объединяют преимущества АКПП и МКПП. Поэтому и масла должны соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к этим типам трансмиссий, в плане износостойкости, защиты от коррозии, вязкости и чистоте. Кроме того, для DCT-масел предъявляется особые требование к высоким фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне.
Для коробок данного типа стоит использовать масло ADDINOL ATF DCT, специально разработанное для применения в коробках передач с двойным сцеплением мокрого типа. К его преимуществам относятся:
- Улучшенная несущая способность, которая усиливает защиту зубчатых зацеплений и подшипников, повышает срок службы трансмиссии.
- Повышенный срок службы масла и более длительные интервалы его замены.
- Масло выполняет и перевыполняет требования международных спецификаций и фирм изготовителей.
Трансмиссионные масла ADDINOL соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к маслам для АКПП. Они эффективно защищают от износа и показывают идеальные антифрикционные свойства даже при холодном пуске. Кроме того, наши трансмиссионные масла отличаются оптимальной вязкостью как при низких, так и при высоких температурах.
Для выбора оптимального масла для своего автомобиля воспользуйтесь нашим сервисом онлайн-подбора масла.