Рейтинги трансмиссионных масел: можно ли им верить? «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Рейтинги трансмиссионных масел: можно ли им верить?

Трансмиссионное масло не меняют ежегодно при прохождении ТО, как это делают с моторным, но оно не менее важно для автомобиля. А поскольку сейчас на рынке автовладельцам доступны десятки видов рабочих жидкостей, то неизбежно встает вопрос: чем руководствоваться при выборе?

Один из способов сделать свой выбор – принимать во внимание публикуемые рейтинги трансмиссионных масел. Действительно ли они непредвзятые, можно ли им верить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего разобраться, какие функции выполняют эти масла. Иначе говоря, что мы будем оценивать в таком рейтинге.

Какие масла используют для механической КПП

Масло для механической КПП должно:

  • обеспечивать максимальную защиту от износа и задиров;
  • иметь высокую сопротивляемость окислению;
  • смягчать ударные нагрузки на узлы коробки;
  • снижать уровень шума и вибрации;
  • защищать резиновые уплотнения и прокладки от пересыхания, а металлические детали – от коррозии;
  • сохранять стабильную вязкость независимо от погодных условий;
  • иметь высокую термоустойчивость – работать в широком диапазоне температур.

Любое трансмиссионное масло – это базовое масло (минеральное или синтетическое) плюс присадки, улучшающие его эксплуатационные характеристики. Чтобы упростить выбор для пользователей, для маркировки масла используют классификацию по SAE и API. В первом случае за основу берут вязкость масла, во втором – эксплуатационные характеристики. Подробней читайте в этой статье.

Коробка передач
Качественное масло обеспечивает надежную работу коробки передач

Какие масла используют для автоматической КПП

Для вариаторов, ступенчатых или преселективных АКПП с двойным сцеплением используют разные масла, но в целом они должны:

  • быть совместимыми с эластомерами;
  • иметь высокую сопротивляемость окислению;
  • обеспечивать максимальную защиту от износа и задиров;
  • иметь оптимальную вязкость независимо от погодных условий;
  • не образовывать пену;
  • выдерживать трение металлических деталей при высоких нагрузках;
  • иметь высокую стабильность к сдвигу.

Масла для автоматических КПП – это полусинтетические или синтетические ATF-жидкости, в составе которых также есть специальные присадки: диспергирующие, антикоррозионные, противоизносные и другие. Подробней читайте в этой статье.

Делаем промежуточный вывод: чтобы составить объективный рейтинг, необходимо оценить, насколько хорошо масло справляется с решением каждой из этих задач в течение периода от замены до замены.

А как часто нужно менять трансмиссионное масло?

Все зависит от типа КПП и условий эксплуатации автомобиля. Если у вас механика, замену масла нужно делать в среднем через каждые 150 000 км. Эксплуатация при неблагоприятных погодных условиях, частая езда с прицепом или по пересеченной местности уменьшают эту периодичность примерно вдвое.

Автоматические КПП требуют большего внимания. Для ступенчатых КПП и вариаторов средняя периодичность замены масла – 40 000 км, для роботизированных с двойным сцеплением – 50–60 тыс. км. Если эту периодичность нарушать, масло будет густеть, загрязняться, потери на трение начнут увеличиваться, температура в коробке расти. В итоге коробка передач будет изнашиваться быстрее, может потребоваться ее замена.

Второй промежуточный вывод: трансмиссионное масло должно сохранять свои качества на протяжении всего периода эксплуатации. Следовательно, и тесты для рейтингов должны быть продолжительными: только так получится проследить изменение свойств масел в динамике. Оно не имеет права, перешагнув условные 40 000 километров, полностью и моментально утратить свои качества.

А какова цена вопроса?

Что будет, если неправильно подобрать масло? Может быть, ничего страшного не случится?

Для механических и автоматических КПП используют разные трансмиссионные масла, но, помимо типа, важно правильно подобрать характеристики рабочей жидкости. Здесь нужно пользоваться не только личными предпочтениями, но и рекомендациями автопроизводителя.

Для выбора подходящего масла рекомендуем обращаться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.

Если залить в коробку передач масло, на которое она не рассчитана, последствия могут быть следующими:

  • появится посторонний шум во время переключения передач;
  • работа сцепления замедлится;
  • трущиеся детали будут перегреваться и деформироваться;
  • сальники и уплотнения износятся быстрее, что приведет к утечкам масла.
Ремонт коробки передач
Некачественное масло может привести к быстрому выходу из строя коробки передач

Итак, вы знаете, какой тип масла нужен для трансмиссии вашего автомобиля. Такую рабочую жидкость выпускает, как минимум, десяток производителей.

Говорит ли одинаковая маркировка на этикетке, что эти масла совершенно идентичны? Вовсе нет! Их отдельные параметры могут различаться не на доли процентов, а в разы. Это может быть связано с качеством базового масла и пакета присадок, технологией изготовления или добросовестностью изготовителя.

А теперь объединяем все ранее сказанное, чтобы аргументированно ответить на главный вопрос.

Можно ли верить рейтингам при выборе трансмиссионного масла?

Воспользоваться данными рейтингов для выбора масла – было бы самым простым способом, если бы не одно «но». Рейтингов много, и они дают разные результаты. Можно выбрать наиболее авторитетный источник информации и довериться ему. Неплохое решение, но и в этом случае полностью достоверной информации вы не получите.

Объясним свою точку зрения. Независимая организация в лабораторных условиях действительно может проверить некоторые параметры разных масел для сравнения. Но, во-первых, как мы уже знаем, показатели свежего масла не сильно показательны, а во-вторых, провести объективные сравнительные испытания свойств трансмиссионных масел в процессе их эксплуатации - очень сложный, долгий и дорогостоящий процесс.

На наш взгляд, информативный и правдивый рейтинг составить можно, но для этого нужно выполнить несколько условий:

1. Масла должны быть стопроцентно оригинальные, с актуальным сроком годности, без нарушения правил хранения и без добавления дополнительных присадок, добавляемых в готовый продукт.

2.Весь перечень участвующих в сравнении масел должен обладать прописанными производителем характеристиками для данного конкретной климатической зоны (допуски, вязкость по SAE и т. п.).

3.На первом этапе необходимо провести лабораторные испытания свежего масла в сертифицированной лаборатории и зафиксировать выбранные для сравнения показатели.

4. Далее нужно провести практические испытания. Для этого понадобятся абсолютно одинаковые автомобили (пробег, состояние, условия эксплуатации и т. д. В идеале автомобили должны быть новыми) идентичной комплектации с одинаковыми коробками передач в количестве, равном количеству испытуемых масел. Необходимо полностью заменить в них трансмиссионное масло, опломбировать и приступить к ходовым испытаниям.

5. При этом:

  • Автомобили должны эксплуатироваться в одинаковых погодных условиях и температурных режимах в течение одинакового периода времени.
  • Во время испытаний автомобили должны работать в одинаковых режимах. Это значит, что они должны двигаться практически по одинаковым маршрутам с идентичными режимами ускорений/торможений и нагрузок.
  • С определенной периодичностью масло нужно отбирать из КПП для лабораторных исследований и контроля изменения состояния. Первый отбор можно сделать по прошествии половины рекомендованного межсервисного интервала, последующие – через каждые 5000–10000 км.

6. По итогу достижения заранее определенного пробега после заливки (например, 50 000 км) оценить состояние не только масла, но и КПП.

Проведя такие испытания и имея лабораторные результаты, можно с уверенностью и высокой степенью достоверности утверждать, какое из проверяемых масел является лучшим для конкретной КПП в конкретных условиях эксплуатации. Только такой эксперимент с такими выводами даст действительно правдивый результат.

Реально ли его провести? Теоретически – да.

Будут ли его когда-нибудь проводить? Крайне маловероятно: такая процедура выйдет очень дорогой, а ее итоги заинтересуют владельцев только лишь одной модели автомобиля, эксплуатирующих ее одинаково. Представьте сколько на рынке брендов, а у них комплектаций, а в России климатических зон, а у водителей характеров. Так вы сможете оценить, сколько нужно провести таких тестов для полноценного анализа. Поэтому ни одна организация, создающая рейтинги трансмиссионных масел, этого не делает. А значит, степень их достоверности остается под большим вопросом.

Что же остается автовладельцам? Первое: руководствоваться требованиями автопроизводителя к характеристикам трансмиссионного масла. Второе: приобретать «трансмиссионку», произведенную только известными и проверенными изготовителями и только в точках официальных продаж. Третье: опираться на свой опыт и отзывы заслуживающих доверия людей.

Для выбора подходящего трансмиссионного масла рекомендуем обратиться к сервису онлайн-подбора масла: достаточно указать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.

Картинка для анонса: Array
10.03.2022