Трансмиссионное масло, как и моторное, выполняет широкий спектр задач. Коробка передач – не менее сложный агрегат, чем ДВС. И масло в трансмиссии испытывает столько же солидные нагрузки. Более того, для каждого типа КПП – механики и автомата – необходима своя смазочная жидкость.
В статье разберем, зачем конкретно нужно трансмиссионное масло и какой продукт подойдет для того или иного типа коробки.
Масло в КПП выполняет следующие важные задачи:
В случае с АКПП трансмиссионное масло также является полноценной рабочей жидкостью. Учитывая конструкционные особенности автомата, смазочная жидкость также охлаждает редуктор изнутри и передает усилия на боковые поверхности зубьев редуктора.
Трансмиссионное масло для МКПП
По сравнению с АКПП механика – более простой механизм. Тем не менее масло для него должно отвечать строгим требованиям автопроизводителей. Важно, чтобы качественная смазочная жидкость обладала следующими характеристиками:
Подробнее о маслах для МКПП мы рассказали здесь.
При покупке смазочной жидкости для механической трансмиссии необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя – они указаны в техническом паспорте транспортного средства. Эти рекомендации в основном основаны на двух ключевых критериях – вязкости по SAE и группе качества по API.
Вязкость масла показывает, насколько масляная пленка будет устойчива в зависимости от температуры. Здесь важно, чтобы масло не густело при низких температурах и не разжижалось при высоких. На конкретные показатели вязкости масла указывает классификация SAE, согласно которой масла делятся на зимние, летние и всесезонные:
Таблица 1. Зимние масла
Зимний класс |
Минимальная температура, °С |
Минимальная вязкость при температуре 100 °C |
70W |
−55 |
4,1 |
75W |
−40 |
4,1 |
80W |
−26 |
7,0 |
85W |
−12 |
11,0 |
Таблица 2. Летние масла
Летний класс |
Минимальная вязкость при температуре 100 °C |
Максимальная вязкость при температуре 100 °C |
80 |
7,0 |
11,0 |
85 |
11,0 |
13,5 |
90 |
13,5 |
24,0 |
140 |
24,0 |
41,0 |
250 |
41,0 |
- |
Сейчас в продаже чаще всего встречаются универсальные масла с двойной маркировкой, например SAE 80W-90, где первое число обозначает зимний класс, вторая – летний.
Эта классификация основана на эксплуатационных характеристиках смазочных жидкостей. Каждый класс указывает на способность масла обеспечивать защиту подвижных частей от износа. Кроме того, классификация по API учитывает и способность самого масла противостоять вспениванию, окислению и загрязнению.
Согласно классификации API для трансмиссионных масел предусмотрены следующие допуски:
Подробнее о классификациях трансмиссионных масел, расшифровке маркировок на этикетках, а также о последствиях неправильного выбора смазочной жидкости – в этой статье.
В автомате отсутствуют некоторые условия, присущие моторам. Здесь нет экстремально высоких температур, продуктов сгорания и угара. Однако, есть свои нюансы: детали коробки подвержены износу, поскольку работа многих из них основана на трении с экстремально высоким уровнем давления. Если масло не справляется, то в процессе износа, частицы металла забивают масляные фильтры. Давление рабочей жидкости снижается, износ узлов АКПП ускоряется. Со временем такая ситуация может привести к полному выходу из строя всего АКПП.
Чтобы смазочная жидкость сохраняла свои эксплуатационные качества в течение всего межсервисного интервала, в современных АКПП применяют синтетические или ATF-жидкости со специальными присадками. Они защищают масло от окисления и коррозии, повышают износостойкость узлов и очищают их от загрязнений.
В зависимости от типа АКПП, к маслу предъявляют определенные требования. Современные АКПП бывают в трех конфигурациях:
Для каждого типа АКПП предусмотрено специальное масло.
Таблица 3. Требования для трансмиссионных масел
Для ступенчатых АКПП |
Для вариаторов |
Для преселективных АКПП с двойным сцеплением |
Оптимальная вязкость. Противозадирные и противоизносные свойства. Термоокислительная стабильность. Совместимость с эластомерами. Низкая склонность к пенообразованию. Высокая стабильность к сдвигу. Соответствие требованиям DEXRON по снижению коэффициента трения масла по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче |
||
Более жесткие требования по антипенным свойствам, стабильности к сдвигу, защите от износа из-за высоких прижимных усилий и способности выдерживать высокое трение в паре «металл–металл» между ремнем и вариатором для предотвращения проскальзывания |
Самые высокие требования по износостойкости, защите от коррозии, вязкости и чистоте. Особые требования к фрикционным характеристикам мокрого сцепления в масляной ванне |
Подробнее об особенностях масел для АКПП мы рассказали здесь.
Сроки замены масла зависят от типа КПП:
Эти показатели – лишь примерный ориентир. В каждом конкретном случае необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства.
Если пренебречь рекомендациями замены масла в КПП, это приведет к тому, что смазочная жидкость потеряет свои свойства. В результате механизм КПП начнет быстро изнашиваться, участятся его поломки и дорогостоящий ремонт.
Подробнее о нюансах замены трансмиссионного масла мы рассказали здесь.
Для выбора подходящего масла рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или воспользоваться сервисом подбора масла онлайн.
2024© Общество с ограниченной ответственностью «Аддинол Москва»
8(800)301-66-76, E-mail: info@addinol24.ru