При самостоятельной покупке и замене масла в двигателе автомобиля возможны ошибки. Особенно часто с ними сталкиваются новички, которые раньше этого не делали. В этой статье мы рассмотрим основные ошибки, которые допускают при выборе и эксплуатации моторных масел, и расскажем, к чему они могут привести.
Критерии выбора масла
Еще не так давно в ходу была крайне упрощенная классификация:
На основании этих трех вариантов покупателю было довольно просто сделать выбор. Последствия такого упрощения ощущал на себе сначала двигатель, а потом и кошелек автовладельца.
На самом деле, классификация и состав моторных масел гораздо глубже. Чтобы погрузиться в вопрос, рассмотрим составляющие формуляции моторного масла:
Базовые масла:
- Группа I, II. Минеральное. Производится из сырой нефти. Самое дешевое, а потому распространенное базовое масло на рынке.
- Группа III, III+. Гидрокрекинг. Производится путем неоднократной химической обработки молекул нефти атомами водорода. Больше чем на 90 % состоит из химически стабильных, насыщенных водородом молекул, за счет чего считается синтетическим.
- Группа IV. PAO (полиальфаолефины). Полностью синтетическое, поскольку каждая молекула создана химическим путем.
- Группа V. Сюда относятся все остальные синтетические масла, включая полиэфиры, силикон, фосфатный эфир, полиалкиленгликоль (PAG) и т. д. Их используют в комплексе с другим базовым маслом для улучшения смазочных свойств.
Присадки:
- Улучшающие индекс вязкости. Поддерживают вязкость масла, чтобы оно оставалось текучим и при этом достаточно смазывало детали двигателя.
- Противоизносные. Образуют барьерную пленку, которая защищает детали от трения и износа.
- Антиокислительные. Замедляют процесс старения масла.
- Моющие. Останавливают образование дисперсных загрязняющих веществ и предотвращают появление твердых отложений.
- И многие другие...
Базовые масла разных видов могут быть смешаны в различных пропорциях, пакет присадок – это также уникальное химическое сочетание для каждого отдельного продукта, а итоговый состав (формуляция) моторного масла является интеллектуальной собственностью и хранится производителями в строжайшей тайне. Из-за этого практически невозможно определить конкретный состав моторного масла.
Поэтому при выборе масла для автомобиля обращайте внимание не столько на состав, сколько на допуски автопроизводителя для конкретной модели автомобиля. Такая информация содержится в руководстве по эксплуатации машины. Например, для Volkswagen Tiguan c ДВС 2.0 TDI рекомендуется использовать масло с вязкостью 5W-30 и допуском 504.00 / 507.00. Значит, нужно купить моторное масло, на этикетке которого такой же допуск, – это гарантия совместимости.
Собственные допуски есть не у всех производителей автомобилей. Тогда они определяют необходимые качества моторного масла на основании мировых стандартов:
- Класс вязкости по SAE. Указывается на канистре буквой W и двумя цифрами, к примеру SAE 5W-40. Параметр подбирается с учетом особенностей климата в регионе. W обозначает winter (зима), из первого числа принято вычитать 35 для получения минимальной температуры эксплуатации. В нашем примере: 5 – 35 = −30 °C. Второе число обозначает, как изменится вязкость масла при рабочей температуре двигателя.
- Допуск API. Американский стандарт, выбирается в зависимости от типа двигателя и года выпуска автомобиля. Актуальные для бензиновых ДВС на сегодняшний день – API SN и API SN RC, а также SP и SP RC. Для дизельных двигателей допуск API начинается с буквы C. Часто моторные масла имеют двойной допуск бензин/дизель, например API SN/CF.
- Допуск ACEA – европейская классификация по типам двигателей и вязкости. Например, А3/В4 или A5/B5 – это масла подходящие для бензиновых и дизельных ДВС, но значительно отличающиеся по свойствам. Также существует дополнительная градация для средне- и малозольных масел: C1, C2, C3, C4, C5. В основном она используется в случаях, когда автомобиль оснащен сажевым фильтром.
- Стандарт ILSAC – повсеместно используется для японских и корейских автомобилей, и до 01.05.2021 актуальной остается категория ILSAC GF-5 с передовой защитой систем снижения токсичности выхлопных газов. После указанной даты вводится новая категория ILSAC GF-6.
- Покупать масло лучше всего у производителя, это позволит со 100%-й гарантией купить оригинальный продукт по справедливой цене. Интернет-магазин ADDINOL упрощает покупателям выбор оптимального продукта. Достаточно ввести марку, модель автомобиля, тип двигателя, и система выдаст нужный товар. В случае затруднений, всегда можно связаться с техническими специалистами компании, они ответят на любые вопросы и помогут подобрать подходящее масло.
В специальном конфигураторе на сайте вы можете подобрать масло для своего автомобиля.
Какие основные ошибки допускают при эксплуатации моторных масел
- Не соблюдают интервал замены масла
Межсервисный интервал в среднем составляет 10–20 тысяч километров. При использовании некачественного масла вам придется менять его в 2 раза чаще. Иначе возрастет расход топлива и начнут изнашиваться узлы двигателя. ADDINOL соответствует всем стандартам качества, что позволяет соблюдать рекомендуемый интервал замены масла.
- Наливают масла больше или меньше, чем положено.
При переливе страдают сальники и прокладки, масло начинает подтекать. Кроме того, повышенное давление увеличивает нагрузки на шестерни масляного насоса, усиливает образование нагара и сажи в цилиндрах, масло вспенивается. Это отрицательно сказывается на работе и долговечности всего ДВС.
При недоливе масла в моторе появляются воздушные полости, блокирующие масляные потоки. Как результат – масляное голодание со всеми вытекающими последствиями.
- Меняют масло не полностью
Если поменять не весь объем моторного масла за обозначенный интервал, остаются грязь и нагар. Это снижает эффективность работы масла в процессе следующего межсервисного интервала, что может привести к поломке двигателя. Нужно контролировать, чтобы масло слилось полностью – либо само, либо с помощью специальных маслоотсосов.
- Заливают неправильный продукт
Случается, что автомобилисты заливают в двигатель не соответствующий по допускам автопроизводителя продукт или вообще используют трансмиссионное масло. Так делать нельзя!
При создании и тестировании ДВС инженеры специально выявляют необходимые для его функционирования свойства моторного масла. Масло – это критически важная запчасть двигателя, которая функционирует в невероятно сложных условиях: при высоких оборотах, перепадах температур, воздействии продуктов горения и т. п.
Масло же для коробки передач, например, рассчитано на работу при постоянной температуре – внутри коробки ничего не горит и не выделяется. Попав в мотор, трансмиссионное масло будет пригорать, продукты горения забьют масляный фильтр, мелкие каналы и патрубки. Как итог – отсутствие масляной пленки между трущимися поверхностями, геометрический рост износа и рабочей температуры ДВС, замена агрегата.
- Смешивают масла
Лучше всего использовать масло одного типа и производителя, меняя его по графику. Смешивать масла не рекомендуется.
Но если случилась такая ситуация, что вам необходимо долить масло, а нужного масла у вас под рукой нет, купите любое другое с допуском API. Долейте его в двигатель, доедьте до сервиса и поменяйте полный объем. Масло – это сложный химический продукт, и какой синергетический эффект даст это смешивание в долгой перспективе, никто не знает. Это исключительно временное решение в чрезвычайных ситуациях.
- Не меняют масляный фильтр
При замене масла обязательно нужно менять и масляный фильтр, на котором скапливается сажа и металлическая стружка. Иначе грязь с него сразу попадет в новое масло, снизив его эффективность.
Важно запомнить, что срок службы масляного фильтра равен ресурсу моторного масла, и менять их необходимо одновременно.
Итак, подытожим. Чтобы автомобильный двигатель служил верой и правдой, нужно правильно подобрать масло. Купить его лучше всего у производителя с гарантией подлинности и честной цены. Выбор сделать по допуску автопроизводителя для конкретного автомобиля, возможно, с помощью технических специалистов. При эксплуатации избегать классических ошибок и соблюдать интервал замены.