Неправильный выбор моторного масла способен привести к увеличению расхода смазочного материала, к проблемам с запуском двигателя, особенно в мороз. Это будет провоцировать преждевременный износ компонентов мотора, его перегрев и загрязнение масла. Чтобы не допустить этого, нужно выбирать продукт, учитывая его характеристики, которые производители указывают на канистре.
Ключевые показатели моторных масел
Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной модели и комплектации.
В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации — не более чем маркетинг. А вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.
Если хочется глубже понимать, почему та или иная жидкость рекомендуема, а другая — не подходит, нужно детальнее разбираться в маркировке моторных масел. Важно учитывать, что:
- в составе масла есть основа и присадки — подробнее об этом рассказывали в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла»;
- один из ключевых показателей моторного масла — вязкость;
- не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).
Вязкость моторного масла
Вязкость масла — параметр, который указывает на то, насколько густым является состав при низких и высоких температурах. Он определяется по классификации SAE J300.
Существует 6 низкотемпературных классов (0W,5W,10W,15W,20W,25W)
и 8 высокотемпературных (8,12,16,20,30,40,50,60).
На что указывает маркировка моторных масел с двумя числовыми показателями?
Низкотемпературные классы вязкости имеют постфикс W после цифры (W это сокращение от английского слова winter - зима), они указывают на характеристики масла при отрицательных температурах. Чтобы определить к какому классу относится масло, проводятся два испытания:
- Тест на проворачиваемость, в котором имитируется вращение коленчатого вала при холодном пуске двигателя. В испытании используют имитатор холодного пуска CCS (Cold Cranking Simulator) с помощью которого измеряется динамическая вязкость при заданной температуре. Например, для класса 5W динамическая вязкость должна быть не выше 6600 мПа⋅с (милипуаз в секунду) при температуре -30°C.
- Тест на прокачиваемость, в котором оценивается, как холодное моторное масло будет прокачиваться по системе смазки двигателя. В испытании используют малый ротационный вискозиметр MRV (Mini-Rotary Viscosimeter) с помощью которого измеряется динамическая вязкость при заданной температуре, сдвинутой на 5 градусов ниже относительно теста CCS в рамках одного класса вязкости, это нужно для гарантированной прокачки масла по системе смазки после холодного пуска мотора. Например, для класса 5W динамическая вязкость должна быть не выше 60 000 мПа⋅с (милипуаз в секунду) при температуре -35°C.
Простыми словами, чем меньше цифра перед буквой W, тем легче и безопаснее пустить двигатель в зимний период
Вторая цифра в маркировке — это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.
Кроме показателя вязкости, на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.
Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам
Ранее мы уже писали подробнее о классификации моторных масел в статье «Классификация моторных масел» по различным маркировкам. Для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.
Классификация ACEA
Маркировка моторных масел АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива и/или защита двигателя и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость смазывающей жидкости, щелочное число и т. д.
По АСЕА выделяется 3 группы масел:
- A и B — для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
- C — для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
- E — для высоконагруженных грузовых дизелей.
- на этикетках используются следующие маркировки:
- А3/В4 — для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами;
- А5/В5 — для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива.
На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты (A3/B4).
Классификация API
Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:
- S — бензиновые двигатели;
- С — дизельные двигатели.
Кроме С или S, в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масляного продукта для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что состав предназначен для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.
По API (American Petroleum Institute) классификации действующими классами являются:
- Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей:
- SP (RC) — для моторов с 2021 года выпуска;
- SN (Plus, RC) — до 2020 года;
- SM — до 2011 года;
- SL – до 2004 года;
- SJ – до 2002 года.
Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:
- защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
- защита от износа цепи ГРМ;
- защита от высокотемпературных отложений на поршне и на турбокомпрессоре;
- более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.
Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять составы предыдущих категорий API.
- Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей:
- FA-4 — первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв);
- CK-4 — для современных дизельных ДВС (двигателей внутреннего сгорания);
- CJ-4 — для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизельном топливе не должен быть выше более чем на 0,0015 %);
- CI-4 (Plus) — для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %.
Как правило, масла с маркировкой API — универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием — например, SN/CF.
Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)
Эта маркировка моторного масла подготовлена комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufactures Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.
На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта — GF-5 (SN) и GF-6 (SP).
OEM (автопроизводители) допуски моторных масел
Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.
Самые распространенные примеры допусков можно найти в статье «Классификация автомобильных масел: правильно ли делить их на минеральное, полусинтетическое и синтетическое?».
Выбираем масло правильно
При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Обращать внимание нужно на:
- соответствие расшифровки вязкости масла и допусков смазочного материала информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования;
- бренд производителя масла — важный критерий для определения качества продукта. Например, если у производителя богатая история и сильная репутация, он открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар — он заслуживает доверия;
- реноме продавца в Интернете и отзывы — наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной сфере гарантируют оригинальность продукта.
Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.
Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть различными:
- если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, то могут возникнуть серьёзные проблемы при пуске двигателя зимой;
- используя излишне маловязкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним расходом.
Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ и преждевременный выход из строя двигателя и/или его компонентов.