Как читать этикетку моторных масел «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Как читать этикетку моторных масел

Неправильный выбор моторного масла способен привести к увеличению расхода смазочного материала, к проблемам с запуском двигателя, особенно в мороз. Это будет провоцировать преждевременный износ компонентов мотора, его перегрев и загрязнение масла. Чтобы не допустить этого, нужно выбирать продукт, учитывая его характеристики, которые производители указывают на канистре.

Ключевые показатели моторных масел

ADDINOL Premium 0530 DX1, моторное масло
На этикетке моторного масла указывается вся необходимая для выбора информация. Главное – правильно ее прочитать

Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной модели и комплектации.

В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации — не более чем маркетинг. А вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.

Если хочется глубже понимать, почему та или иная жидкость рекомендуема, а другая — не подходит, нужно детальнее разбираться в маркировке моторных масел. Важно учитывать, что:

  • в составе масла есть основа и присадки — подробнее об этом рассказывали в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла»;
  • один из ключевых показателей моторного масла — вязкость;
  • не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).

Вязкость моторного масла

Вязкость масла — параметр, который указывает на то, насколько густым является состав при низких и высоких температурах. Он определяется по классификации SAE J300.

Существует 6 низкотемпературных классов (0W,5W,10W,15W,20W,25W)

и 8 высокотемпературных (8,12,16,20,30,40,50,60).

На что указывает маркировка моторных масел с двумя числовыми показателями?

Низкотемпературные классы вязкости имеют постфикс W после цифры (W это сокращение от английского слова winter - зима), они указывают на характеристики масла при отрицательных температурах. Чтобы определить к какому классу относится масло, проводятся два испытания:

  1. Тест на проворачиваемость, в котором имитируется вращение коленчатого вала при холодном пуске двигателя. В испытании используют имитатор холодного пуска CCS (Cold Cranking Simulator) с помощью которого измеряется динамическая вязкость при заданной температуре. Например, для класса 5W динамическая вязкость должна быть не выше 6600 мПа⋅с (милипуаз в секунду) при температуре -30°C.
  2. Тест на прокачиваемость, в котором оценивается, как холодное моторное масло будет прокачиваться по системе смазки двигателя. В испытании используют малый ротационный вискозиметр MRV (Mini-Rotary Viscosimeter) с помощью которого измеряется динамическая вязкость при заданной температуре, сдвинутой на 5 градусов ниже относительно теста CCS в рамках одного класса вязкости, это нужно для гарантированной прокачки масла по системе смазки после холодного пуска мотора. Например, для класса 5W динамическая вязкость должна быть не выше 60 000 мПа⋅с (милипуаз в секунду) при температуре -35°C.

Простыми словами, чем меньше цифра перед буквой W, тем легче и безопаснее пустить двигатель в зимний период

Вторая цифра в маркировке — это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.

Кроме показателя вязкости, на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.

Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам

Ранее мы уже писали подробнее о классификации моторных масел в статье «Классификация моторных масел» по различным маркировкам. Для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.

Классификация ACEA

Всесезонное масло пользуется большим спросом
Даже универсальное масло должно подходить к определенным условиям эксплуатации

Маркировка моторных масел АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива и/или защита двигателя и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость смазывающей жидкости, щелочное число и т. д.

По АСЕА выделяется 3 группы масел:

  • A и B — для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
  • C — для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
  • E — для высоконагруженных грузовых дизелей.
  • на этикетках используются следующие маркировки:
  • А3/В4 — для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами;
  • А5/В5 — для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива.

На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты (A3/B4).

Классификация API

Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:

  • S — бензиновые двигатели;
  • С — дизельные двигатели.

Кроме С или S, в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масляного продукта для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что состав предназначен для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.

Классификация API делит масла на 2 группы
В отличие от европейской ACEA, американская API предъявляет менее строгие требования к эксплуатационным характеристикам масла

По API (American Petroleum Institute) классификации действующими классами являются:

  1. Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей:
  • SP (RC) — для моторов с 2021 года выпуска;
  • SN (Plus, RC) — до 2020 года;
  • SM — до 2011 года;
  • SL – до 2004 года;
  • SJ – до 2002 года.

Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:

  • защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
  • защита от износа цепи ГРМ;
  • защита от высокотемпературных отложений на поршне и на турбокомпрессоре;
  • более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.

Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять составы предыдущих категорий API.

  1. Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей:
  • FA-4 — первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв);
  • CK-4 — для современных дизельных ДВС (двигателей внутреннего сгорания);
  • CJ-4 — для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизельном топливе не должен быть выше более чем на 0,0015 %);
  • CI-4 (Plus) — для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %.

Как правило, масла с маркировкой API — универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием — например, SN/CF.

Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)

Эта маркировка моторного масла подготовлена комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufactures Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.

На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта — GF-5 (SN) и GF-6 (SP).

OEM (автопроизводители) допуски моторных масел

Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.

Самые распространенные примеры допусков можно найти в статье «Классификация автомобильных масел: правильно ли делить их на минеральное, полусинтетическое и синтетическое?».

Выбираем масло правильно

Читаем этикетку на канистре с маслом
Пример разметки на этикетке моторного масла

При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Обращать внимание нужно на:

  • соответствие расшифровки вязкости масла и допусков смазочного материала информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования;
  • бренд производителя масла — важный критерий для определения качества продукта. Например, если у производителя богатая история и сильная репутация, он открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар — он заслуживает доверия;
  • реноме продавца в Интернете и отзывы — наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной сфере гарантируют оригинальность продукта.

Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.

Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть различными:

  • если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, то могут возникнуть серьёзные проблемы при пуске двигателя зимой;
  • используя излишне маловязкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним расходом.

Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ и преждевременный выход из строя двигателя и/или его компонентов.

22.04.2021
Поделиться: