Моторное масло — сложная жидкость. Около 80 % в его составе приходится на базовое масло, остальные 20 % — на пакет присадок. Присадки позволяют придать определённые эксплуатационные характеристики смазочному материалу, а также сохранить его работоспособность в течение межсервисного интервала. В этой статье мы расскажем, какие присадки для двигателя используют производители и с какой целью.
Каким требованиям должно соответствовать моторное масло
Мы можем выделить пять основных требований, которым должно соответствовать моторное масло:
- Предотвращать износ и защищать от коррозии детали двигателя.
- Обеспечивать чистоту ДВС и масляной системы.
- Выполнять функцию охлаждения деталей двигателя.
- Сохранять свои свойства от замены до замены, даже в сложных условиях эксплуатации.
- Обеспечивать максимальную эффективность и производительность мотора.
На практике некоторые производители при изготовлении масла с помощью присадок идут на компромиссы с совестью: маскируют ими невысокое качество базового масла. В итоге получают необоснованно высокие характеристики свежего масла.
Такой смазочный материал будет гораздо быстрее терять свои свойства в процессе эксплуатации, из-за чрезмерного окисления. Важно понимать, что предписанный автопроизводителями межсервисный интервал в 10-15 тысяч километров рассчитан на основе качественных и оригинальных масел серьезных производителей.
Назначение присадок
Если заливать в масляную систему ДВС (двигателя внутреннего сгорания) только базовое масло, не дополненное присадками, то оно быстро окислится и загустится. Это приведет к закоксовке поршневых колец и их залипанию, появится нагар и прочие загрязнения. Причина заключается в том, что в базовом масле отсутствуют моюще-нейтрализующие компоненты.
Присадки в моторное масло как раз добавляются с целью борьбы с низкотемпературными отложениями в виде шлама. Они позволяют поддерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии и не дают им оседать на деталях двигателя. Поэтому частицы продолжают циркулировать по системе и оседают уже в масляном фильтре.
Базовое масло без присадки для двигателя также не умеет нейтрализовать кислоты. Это в свою очередь способно спровоцировать появление коррозии на коленчатом вале и других элементах. Наличие же присадок повышает защитные свойства жидкости, помогает ей эффективно бороться с разрушением металлов.
Какие присадки добавляют в моторное масло?
Присадки в моторное масло для удобства классифицируют с учетом выполняемых функций. Отдельные компоненты могут решать сразу несколько задач.
Восстанавливающие — поддерживают работу изношенных ДВС
Присадки в моторное масло для изношенных двигателей используются для защиты конструктивных узлов ДВС и элементов топливной системы. Они улучшают смазывающие свойства масла, повышают эксплуатационный ресурс мотора.
Противоизносные присадки предотвращают износ трущихся деталей двигателя и образование на них задиров. Их содержание в масле может доходить до 2 %. Во время работы двигателя присадка абсорбируется на поверхности тяжело нагруженных трущихся пар, создает защитную пленку и предотвращает износ.
Присадки, устраняющие проблему повышенного расхода масла («масложора»)
Речь идет про компоненты, которые защищают ДВС от течей без механического вмешательства. Специальные вещества, находящиеся в присадке позитивно воздействуют на сальники и уплотнительные резиновые кольца, со временем выходящие из строя, вызывая их незначительное увеличение в объеме.
Увеличенный расход масла может быть следствием загрязнений, поэтому важно подбирать смазочный материал в том числе с хорошими моющими характеристиками. Такие материалы предотвратят образование и накопление отложений. Детали двигателя будут чистыми и работать в полную силу. В составе масел для выполнения функции поддержания чистоты присутствуют компоненты двух видов:
- Детергенты. Фактически это моющее средство. Оно смывает мелкие частицы отложений, которые затем задерживаются масляным фильтром. В дополнение к этому способны предотвращать коррозию деталей, нейтрализуя кислоты, образующиеся в масле.
- Дисперсанты выполняют другую задачу: они растворяют крупные загрязнения и поддерживают их в масле в растворенном состоянии, не давая слипнуться и отложиться на деталях двигателя. Такие загрязнения не задерживаются фильтром, а циркулируют вместе с маслом.
Составы, предотвращающие вспенивание масел
Антипенные присадки в моторное масло не дают жидкости вспениваться при работе двигателя на высоких оборотах и таким образом обеспечивают бесперебойную работу масляного насоса. Они в том числе снижают скорость окисления рабочей жидкости. Содержание таких присадок в масле измеряется тысячными долями процентов.
Присадки, снижающие температуру застывания масла
Депрессорные присадки используют в минеральных маслах. При температурах –15 °С и ниже содержащиеся парафины образуют конгломераты, которые приводят к загустению масла. Из-за этого его сложнее прокачать масляному насосу, пуск двигателя заметно осложняется. Присадки обволакивают мелкие кристаллы парафина, не давая им соединяться. В результате температура загустевания масла опускается до –35 °С. Содержание таких присадок в масле доходит до 1 %.
Компоненты, обеспечивающие требуемую вязкость в широком диапазоне температур
Вязкостно-загущающие присадки нужны для снижения зависимости вязкости рабочей жидкости от температуры. Их доля может доходить до 10 %. Основой таких добавок являются высокомолекулярные полимеры, форма и размеры молекул которых могут меняться в зависимости от условий. При низких температурах они имеют спиралевидную форму и практически не влияют на показатели вязкости масла. Если температура начинает расти, молекулы полимеров распрямляются, увеличиваются в размерах, и вязкость рабочей жидкости оказывается выше, чем без добавки.
Чем ниже показатель вязкости базового масла, тем больше понадобится загустителя для придания ему требуемых свойств. Но большое содержание присадки нежелательно, потому что в парах трения под воздействием сдвиговых нагрузок загуститель разрушается, масло теряет вязкость, толщина масляной пленки уменьшается, а продукты разрушения откладываются в виде нагаров или лаковых отложений и загрязняют двигатель. Поэтому масла с высоким содержанием загустителя используют только в спортивных целях, когда важна не стабильность масла на протяжении длительного времени, а возможность кратковременной эксплуатации двигателя в экстремальных условиях.
Универсальные присадки, встречающиеся в разных маслах
Некоторые присадки для двигателя могут встречаться в разных смазочных метриалах. Они подходят для защиты как нового ДВС, так и мотора с большим пробегом. Условия эксплуатации также не играют большой роли, поскольку эти компоненты нужны для стабильной работы каждого мотора. Среди них:
- Антиокислительные присадки — применяются для нейтрализации кислот, которые образуются в масле в результате его взаимодействия с продуктами сгорания топлива. Накапливаясь, они приводят к образованию отложений и коррозии деталей двигателя. Присадки вступают в химические реакции с продуктами, вызывающими окисление масла, и нейтрализуют их. Они делятся на две группы: одни работают в тонком рабочем слое масла на нагретых поверхностях, другие — в общем объеме жидкости. Их общее содержание в рабочем составе может доходить до 3 %.
- Антикоррозионные присадки — в отличие от антиокислительных, защищают от воздействия кислот, воды и кислорода не масло, а детали двигателя, образовывая на их поверхности прочную защитную пленку. Их в масле около 1 %.
- Модификаторы трения — нужны для придания металлическим поверхностям требуемых фрикционных характеристик. Это важно для синхронизированных механических трансмиссий, автоматических трансмиссий и мокрых тормозов тракторов.
Каждая присадка в моторном масле выполняет свою функцию. Главная задача производителя — найти оптимальный баланс всех компонентов, обеспечивающий максимальную защиту двигателя и сохраняющий свойства масла на протяжении длительного времени.
Для выбора подходящего масла мы советуем обратиться к рекомендации автопроизводителя в руководстве по эксплуатации автомобиля или воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла.