Какие присадки добавляют в моторное масло и зачем «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Какие присадки добавляют в моторное масло и зачем

Моторное масло — сложная жидкость. Около 80 % в его составе приходится на базовое масло, остальные 20 % — на пакет присадок. Присадки позволяют придать определённые эксплуатационные характеристики смазочному материалу, а также сохранить его работоспособность в течение межсервисного интервала. В этой статье мы расскажем, какие присадки для двигателя используют производители и с какой целью.

Каким требованиям должно соответствовать моторное масло

Мы можем выделить пять основных требований, которым должно соответствовать моторное масло:

  1. Предотвращать износ и защищать от коррозии детали двигателя.
  2. Обеспечивать чистоту ДВС и масляной системы.
  3. Выполнять функцию охлаждения деталей двигателя.
  4. Сохранять свои свойства от замены до замены, даже в сложных условиях эксплуатации.
  5. Обеспечивать максимальную эффективность и производительность мотора.

На практике некоторые производители при изготовлении масла с помощью присадок идут на компромиссы с совестью: маскируют ими невысокое качество базового масла. В итоге получают необоснованно высокие характеристики свежего масла.

Такой смазочный материал будет гораздо быстрее терять свои свойства в процессе эксплуатации, из-за чрезмерного окисления. Важно понимать, что предписанный автопроизводителями межсервисный интервал в 10-15 тысяч километров рассчитан на основе качественных и оригинальных масел серьезных производителей.

Двигатель в масле
От моторного масла зависит состояние двигателя автомобиля

Назначение присадок

Если заливать в масляную систему ДВС (двигателя внутреннего сгорания) только базовое масло, не дополненное присадками, то оно быстро окислится и загустится. Это приведет к закоксовке поршневых колец и их залипанию, появится нагар и прочие загрязнения. Причина заключается в том, что в базовом масле отсутствуют моюще-нейтрализующие компоненты.

Присадки в моторное масло как раз добавляются с целью борьбы с низкотемпературными отложениями в виде шлама. Они позволяют поддерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии и не дают им оседать на деталях двигателя. Поэтому частицы продолжают циркулировать по системе и оседают уже в масляном фильтре.

Базовое масло без присадки для двигателя также не умеет нейтрализовать кислоты. Это в свою очередь способно спровоцировать появление коррозии на коленчатом вале и других элементах. Наличие же присадок повышает защитные свойства жидкости, помогает ей эффективно бороться с разрушением металлов.

Какие присадки добавляют в моторное масло?

Присадки в моторное масло для удобства классифицируют с учетом выполняемых функций. Отдельные компоненты могут решать сразу несколько задач.

Восстанавливающие — поддерживают работу изношенных ДВС

Присадки в моторное масло для изношенных двигателей используются для защиты конструктивных узлов ДВС и элементов топливной системы. Они улучшают смазывающие свойства масла, повышают эксплуатационный ресурс мотора.

Противоизносные присадки предотвращают износ трущихся деталей двигателя и образование на них задиров. Их содержание в масле может доходить до 2 %. Во время работы двигателя присадка абсорбируется на поверхности тяжело нагруженных трущихся пар, создает защитную пленку и предотвращает износ.

Техническое обслуживание
В двигатель нельзя заливать любое масло. При его выборе нужно руководствоваться рекомендациями автопроизводителя

Присадки, устраняющие проблему повышенного расхода масла («масложора»)

Речь идет про компоненты, которые защищают ДВС от течей без механического вмешательства. Специальные вещества, находящиеся в присадке позитивно воздействуют на сальники и уплотнительные резиновые кольца, со временем выходящие из строя, вызывая их незначительное увеличение в объеме.

Увеличенный расход масла может быть следствием загрязнений, поэтому важно подбирать смазочный материал в том числе с хорошими моющими характеристиками. Такие материалы предотвратят образование и накопление отложений. Детали двигателя будут чистыми и работать в полную силу. В составе масел для выполнения функции поддержания чистоты присутствуют компоненты двух видов:

  1. Детергенты. Фактически это моющее средство. Оно смывает мелкие частицы отложений, которые затем задерживаются масляным фильтром. В дополнение к этому способны предотвращать коррозию деталей, нейтрализуя кислоты, образующиеся в масле.
  2. Дисперсанты выполняют другую задачу: они растворяют крупные загрязнения и поддерживают их в масле в растворенном состоянии, не давая слипнуться и отложиться на деталях двигателя. Такие загрязнения не задерживаются фильтром, а циркулируют вместе с маслом.

Составы, предотвращающие вспенивание масел

Антипенные присадки в моторное масло не дают жидкости вспениваться при работе двигателя на высоких оборотах и таким образом обеспечивают бесперебойную работу масляного насоса. Они в том числе снижают скорость окисления рабочей жидкости. Содержание таких присадок в масле измеряется тысячными долями процентов.

Присадки, снижающие температуру застывания масла

Депрессорные присадки используют в минеральных маслах. При температурах –15 °С и ниже содержащиеся парафины образуют конгломераты, которые приводят к загустению масла. Из-за этого его сложнее прокачать масляному насосу, пуск двигателя заметно осложняется. Присадки обволакивают мелкие кристаллы парафина, не давая им соединяться. В результате температура загустевания масла опускается до –35 °С. Содержание таких присадок в масле доходит до 1 %.

Компоненты, обеспечивающие требуемую вязкость в широком диапазоне температур

Вязкостно-загущающие присадки нужны для снижения зависимости вязкости рабочей жидкости от температуры. Их доля может доходить до 10 %. Основой таких добавок являются высокомолекулярные полимеры, форма и размеры молекул которых могут меняться в зависимости от условий. При низких температурах они имеют спиралевидную форму и практически не влияют на показатели вязкости масла. Если температура начинает расти, молекулы полимеров распрямляются, увеличиваются в размерах, и вязкость рабочей жидкости оказывается выше, чем без добавки.

Чем ниже показатель вязкости базового масла, тем больше понадобится загустителя для придания ему требуемых свойств. Но большое содержание присадки нежелательно, потому что в парах трения под воздействием сдвиговых нагрузок загуститель разрушается, масло теряет вязкость, толщина масляной пленки уменьшается, а продукты разрушения откладываются в виде нагаров или лаковых отложений и загрязняют двигатель. Поэтому масла с высоким содержанием загустителя используют только в спортивных целях, когда важна не стабильность масла на протяжении длительного времени, а возможность кратковременной эксплуатации двигателя в экстремальных условиях.

Универсальные присадки, встречающиеся в разных маслах

Некоторые присадки для двигателя могут встречаться в разных смазочных метриалах. Они подходят для защиты как нового ДВС, так и мотора с большим пробегом. Условия эксплуатации также не играют большой роли, поскольку эти компоненты нужны для стабильной работы каждого мотора. Среди них:

  • Антиокислительные присадки — применяются для нейтрализации кислот, которые образуются в масле в результате его взаимодействия с продуктами сгорания топлива. Накапливаясь, они приводят к образованию отложений и коррозии деталей двигателя. Присадки вступают в химические реакции с продуктами, вызывающими окисление масла, и нейтрализуют их. Они делятся на две группы: одни работают в тонком рабочем слое масла на нагретых поверхностях, другие — в общем объеме жидкости. Их общее содержание в рабочем составе может доходить до 3 %.
  • Антикоррозионные присадки — в отличие от антиокислительных, защищают от воздействия кислот, воды и кислорода не масло, а детали двигателя, образовывая на их поверхности прочную защитную пленку. Их в масле около 1 %.
  • Модификаторы трения — нужны для придания металлическим поверхностям требуемых фрикционных характеристик. Это важно для синхронизированных механических трансмиссий, автоматических трансмиссий и мокрых тормозов тракторов.

Каждая присадка в моторном масле выполняет свою функцию. Главная задача производителя — найти оптимальный баланс всех компонентов, обеспечивающий максимальную защиту двигателя и сохраняющий свойства масла на протяжении длительного времени.

Для выбора подходящего масла мы советуем обратиться к рекомендации автопроизводителя в руководстве по эксплуатации автомобиля или воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла.

24.03.2022
Поделиться: