Повышенный расход масла в двигателе, неприятный запах из-под капота и наличие серо-черного дыма из выхлопной трубы — признаки масложора. С такой проблемой могут столкнуться водители и новых и подержанных автомобилей. Казалось бы, автопроизводитель рекомендует замену масла через каждые 8-10 тыс. км пробега. По факту же доливать масло приходится чуть ли не через каждую тысячу. Разбираемся, почему мотор может стать прожорливым.
Что такое масложор?
Масложор — повышенный эксплуатационный расход смазочного материала, который превышает норму расхода масла в двигателе на 1000 км пробега, установленную автопроизводителем.
Определить масложор двигателя можно по косвенным признакам:
- быстро снижается уровень, что можно заметить по масляному щупу или по показаниям соответствующих датчиков (во втором случае на приборной панели будет гореть индикатор);
- повышается дымность выхлопа — на наконечнике глушителя при этом будет образовываться черный налет;
- на свечах зажигания бензинового мотора начнет появляться темный налет — в этой ситуации возможна неравномерная работа мотора.
Двигатель «ест» масло в новом моторе
Представим ситуацию. Вы покупаете новую машину, проезжаете на ней половину пробега до положенного сервисного обслуживания. И в какой-то момент датчик уровня масла показывает, что его необходимо долить. Но из-за чего?
“Угар” или испаряемость смазочного материала — частая причина, по которой новый двигатель «ест» масло. Возникает она из-за остатков масла на стенках цилиндра, В процессе работы двигателя поверхности сильно нагреваются, и масло может испаряться с них. В среднем расход на угар может достигать 80 % от общего эксплуатационного расхода масла.
Но почему масло собирается на стенках цилиндра нового двигателя? На самом деле это абсолютно нормальное явление, более того, конструктивно заложенное инженерами. На стенках цилиндра, еще при производстве наносятся специальные насечки - хон, задачей которых является удержание масла на стенках. Нельзя исключать и тот факт, что новому мотору нужно “прикататься”. В некоторых случаях, шероховатость поверхности деталей двигателя, только что вышедшего с конвейера, не идеальна, и может потребоваться время для обкатки.
Тревожиться из-за доливов масла в этом случае не стоит. Обычно обкатка нового мотора происходит в течение первых 2–3 тысяч км. В это время неровности поверхностей уменьшаются. В результате расход масла восстанавливается до ожидаемого уровня.
Учитывайте, что чрезмерная потеря масла может происходить из-за турбины. Смазочный материал попадает вместе с газами в камеру сгорания через не полностью герметичные уплотнения турбокомпрессора. Особенно активно расходуют масло высоконагруженные турбированные моторы при активной эксплуатации. Впрочем, доливка в объеме 2–3 литров между заменами масла для автомобилей, оснащенных турбокомпрессором, считается нормой.
Следует учесть, что в автомобиле может быть установлен конструктивно неудачный двигатель. В таких агрегатах увеличенный расход масла обусловлен ошибками проектирования. Например, излишне прожорливыми считаются двигатели VW TSI 1.8 и 2.0 с 2011 до 2013 года выпуска.
Неправильный подбор масла влияет ли на его расход
Это еще одна весьма распространенная причина масложора. Очень важно подбирать масло на основании требований автопроизводителя. Иначе существенно возрастает вероятность некорректной работы ДВС, преждевременного износа агрегата и смазочного материала, а также угара.
- Для того, чтобы правильно подобрать смазочный материал, рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля: производитель указывает характеристики масла, которое будет оптимальным. Также вы можете подобрать состав онлайн с помощью нашего конфигуратора.
Но что делать, если с мотором все в порядке, масло подходит по техническим характеристикам, но все равно «съедается»? В этом случае причины масложора двигателя могут быть иными, и обратить внимание следует уже на топливо. Некачественный дизель или бензин «убивают» масло. Оно стремительно окисляется, становится слишком густым или, напротив, чрезмерно жидким.
Расход масла на угар можно снизить. Для этого нужно ориентироваться на тип моторного масла. Смазочные материалы, созданные на основе синтетических базовых масел, значительно более стойкими к испаряемости (угару).
Так, смазочные материалы ADDINOL отличаются максимально однородной по составу структурой. Стабильность масла к угару достигается использованием качественного, максимально очищенного от летучих соединений базового масла и сбалансированного пакета присадок.
- Существует специальный показатель, один из основных при определении качества масла для специалистов ADDINOL — Evaporation Loss (Noack method). Согласно ему, расход продуктов от немецкого бренда сокращается на 10–40 %, в зависимости от условий эксплуатации.
Что такое угар масла?
Под этой формулировкой подразумевается расход моторного масла, который превышает нормативные показатели. Преимущественно расход происходит вследствие попадания масла в камеру сгорания через зазоры цилиндро-поршневой группы. Масложор преимущественно характерен для моторов, которые имеют большой пробег. Однако этим страдают также и необкатанные агрегаты.
Повышенный расход масла в двигателе можно измерить самостоятельно. Например, изучите динамику изменения уровня масла при пробеге 100 километров или в течение нескольких дней активной эксплуатации, замерив его до и после эксперимента с помощью щупа. Если показатели не изменились, беспокоиться не нужно. При существенной погрешности рекомендуем обратиться в сервисный центр.
Неисправности двигателя и особенности эксплуатации
Еще больше причин, почему двигатель «ест» масло, связаны с неисправностями силового агрегата и чрезмерной нагрузкой на него. Перечислим самые распространенные варианты:
- износ маслоотделителя и клапана управления вентиляцией картера;
- нарушение работы топливных форсунок или системы зажигания. Из-за неисправностей этих элементов топливо в цилиндрах сгорает не полностью. В результате избыток горючего смывает масляную пленку с рабочих узлов, делает масло более жидким, ухудшает его смазочные свойства;
- неисправность воздушного фильтра. Из-за неэффективной работы воздушного фильтра в двигатель попадает больше загрязнений. Попадание твердых частиц в камеру сгорания приводит к абразивному износу, изнашивается цилиндро-поршневая группа. Из-за образующихся неровностей на рабочих поверхностях скапливается избыток масла, который впоследствии попадает в камеру сгорания;
- устаревают маслосъемные колпачки на направляющих втулках клапанов. Из-за этого у колпачков снижается герметичность, вследствие чего масло начинает попадать в камеру сгорания;
- течь сальников, прокладок, пробок. Несвоевременная замена этих деталей приводит к повышенному эксплуатационному расходу масла.
Кроме того, двигатель может демонстрировать масложор из-за особенностей эксплуатации автомобиля. Например, когда вы отправляетесь в поездку, не прогревая двигатель. Или долго стоите в пробках — в это время мотор на холостом ходу работает на пониженных оборотах. Зачастую это ведет к попаданию топлива в объём смазочного материала и изменению его вязкостных характеристик. В таких условиях, как правило, расход масла повышается.
Вывод
Увеличенный расход масла в двигателе с минимальным пробегом — явление довольно распространенное и предсказуемое. Решается эта проблема обкаткой мотора. Если вы уверены в соответствии масла техническим требованиям и его оригинальности, качестве использованного топлива, а расход увеличился — самое время незамедлительно обратиться в сервис. Скорее всего, компоненты в двигателе вашего автомобиля требуют внимания специалистов.