Для качественной смазки металлических деталей двигателя важно, чтобы уровень моторного масла поддерживался на рекомендуемом уровне. Если он упал до отметки MIN, нужно как можно быстрее восстановить его. Хорошо, когда в запасе есть тот же смазочный материал, который залит в мотор. А если его нет? Эксперты ADDINOL допускают смешивание разных жидкостей только при острой необходимости. Давайте разбираться, можно ли доливать масло другой фирмы.
Почему смешивать масла нежелательно
Любое моторное масло состоит из основы (базового масла) и пакета присадок, которые замедляют окислительные процессы, предотвращают коррозию, обеспечивают моющие и другие свойства. Серьезный производитель использует уникальный пакет полезных добавок для каждого смазочного материала, подобранный в результате собственных научных исследований.
В итоге каждое масло представляет уникальный набор химически активных веществ, не проходивший испытаний на совместимость с другими продуктами. Эффект от возможных химических реакций, особенно при смешивании моторных масел разных производителей, предсказать невозможно — как и то, как это отразится на состоянии ДВС (двигателя внутреннего сгорания). При объединении же разных составов одного производителя высок риск нарушить соотношение компонентов и снизить эффективность работы смазочного материала.
Что будет, если смешать масло в двигателе?
Выше мы ответили на этот вопрос с точки зрения химии: это чревато нежелательными реакциями и/или нарушением оптимального соотношения компонентов масла.
Если перейти к практике: что будет, если смешать масло в двигателе с другим продуктом, который отличаются свойствами? Это не произойдет незаметно для двигателя, поскольку:
- двигатель может загрязниться. Состав, который получится в результате смешения двух масел, может привести к закоксовке колец и образованию шлама;
- может появиться осадок. Из-за несовместимости отдельных присадок в масле могут появиться отложения, что снизит эффективность смазывающей жидкости;
- масло может “свернуться”. Это может произойти, если при доливке вязкость состава сильно увеличится. Такой эффект приведет к тому, что при пуске ДВС забьются маслоканалы.
Как и какие масла можно смешивать
В идеале, на протяжении всего межсервисного интервала при необходимости долива надо использовать то моторное масло, которое было залито на последнем ТО — при этом непременно соответствующее требованиям (допускам) автопроизводителя.
- Для того чтобы владелец не мучился, вспоминая данные, многие СТО используют подкапотные бирки — кусочек плотного картона, который крепится на видное место, и на котором по факту проведения маслозамены указывается дата, пробег, марка масла.
Но в жизни бывают разные ситуации. Предположим, в дальней поездке у вас неожиданно загорелся индикатор низкого уровня моторного масла, а нужной жидкости на ближайшей АЗС нет. В такой нештатной ситуации работает правило: лучше смешать составы, чем отправиться в путь с угрозой масляного голодания в ДВС и по итогу «поймать клин».
Можно ли смешать синтетику и полусинтетику в двигателе?
В имеющийся в двигателе синтетический продукт разрешено добавлять полусинтетику исключительно в экстренных случаях, если уровень масла упал до критических значений, а вы, например, находитесь в дороге. Однако в этой ситуации наиболее оптимальное решение — наоборот, разбавлять полусинтетическое масло синтетическим. То есть буквально заливать более качественный материал в жидкость, уступающую по техническим характеристикам.
Можно ли смешивать 5w30 и 5w40?
Для начала выясним, чем же отличаются моторные масла 5w-30 и 5w-40. В их маркировках разнятся цифры после литеры «w». Это указывает на разность вязкости масел при рабочих температурах двигателя. Второе масло (5W-40) гуще по сравнению с оппонентом.
Можно ли смешивать 5w30 и 5w40? Только в экстренных ситуациях. Они имеют схожую основу, но отличаются присадками и характеристиками. Поэтому, даже если смешать масла с разной вязкостью, которые во многом совместимы, ездить на такой смеси долго нельзя. В зависимости от пропорций может получиться как слишком жидкий, так и чрезмерно густой материал. В первом случае будет некачественной смазка деталей, во втором возможно масляное голодание.
Можно ли доливать масло другой фирмы?
В единичных случаях можно, однако вариант скрывает в себе множество рисков. Ни один изготовитель моторного масла не даст гарантию, что получившаяся смесь будет эффективно защищать компоненты двигателя при серьезных нагрузках. Составы могут не подойти по компонентам и присадкам, так как компании при производстве используют разные технологии.
Правила смешивания масел
При смешивании составов важно учитывать следующее:
- доливаемое масло должно быть той же вязкости и иметь те же допуски;
- безопасно можно долить не более 15–20 % от полного объема;
- при отсутствии информации о марке, вязкости, допусках применяемого масла на доливку стоит использовать продукт, предписанный производителем;
- нельзя допускать долгих пробегов на полученной смеси — необходимо как можно скорее полностью заменить моторное масло и фильтр.
Даже если составы имеют одинаковую вязкость и допуски, их можно безопасно смешивать только на доливку, а не 50/50. В случае непредвиденной ситуации на дороге долейте любое доступное моторное масло, обладающее допуском API или ACEA. После чего доберитесь до СТО, выясните и устраните причину неисправности и произведите полную замену моторного масла на соответствующее требованиям автопроизводителя, а также масляного фильтра.
- Воспользуйтесь сервисом подбора масла онлайн, чтобы получить рекомендацию по всем составам, подходящим именно вашей машине. Достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля.
В случае вынужденного долговременного движения на смеси моторных масел к месту ремонта периодически контролируйте уровень жидкости и ее состояние на предмет пенообразования, заметного изменения вязкости (разжижение, загустение), стабильности работы ДВС и т. д. Если ситуация критическая, срочно глушите мотор и вызывайте эвакуатор.
Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости
В нештатной ситуации допустимо смешать масла с разной вязкостью, но крайне желательно, чтобы они относились к одному типу (синтетические, полусинтетические, минеральные). Однако в этой ситуации важно максимально оперативно провести смену всего объема получившейся жидкости. Долго ездить на смешанном составе нельзя, так как он не обеспечивает достаточную смазку, хуже отводит тепло и выводит загрязнения.
Чего делать точно не стоит
- Очень нежелательно смешивать моторные масла разных групп базовых масел (синтетику и минеральное, полусинтетику и синтетику, синтетику и эстеры и т. п.) — существенно снизится эффективность работы обоих пакетов присадок, может появиться осадок, который забьет фильтр.
- Смешивать гидравлическое масло с моторным — они созданы для выполнения очень разных задач. Последствия непредсказуемы.
- Смешивать моторное и трансмиссионное масло — такая смесь будет пригорать и загрязнять систему: забивать фильтр, масляные патрубки и каналы.
Как быть, если автомобиль на гарантии
Если автомобиль гарантийный и на дороге возникла проблема с маслом, доливка неподходящего состава приведет к отказу в гарантийном ремонте. Поэтому лучше сообщить о проблеме ближайшему официальному дилеру по телефону, и далее действовать согласно его рекомендациям. Так вы сможете рассчитывать на ремонт по гарантии автопроизводителя.