С целью улучшения глобальной экологической ситуации производители автомобилей под давлением постоянно ужесточающегося налогового законодательства, внедряют решения, позволяющие снизить объем выхлопов СО2 (углекислый газ) и других токсичных продуктов в атмосферу. Достигается цель за счет систем очистки выхлопных газов, снижения объема ДВС и повышения его эффективности, дополнительных систем управления двигателем (Start-Stop, Eco режимы и т.п.).
Однако ведущие мировые автоконцерны уже признали все эти меры недостаточными и заявили о полном переходе на электромобили в перспективе 10-15 лет. Уже сейчас рынок выводится внушительное количество электромобилей и гибридных автомашин. Вместе с ними появляются и новые требования к смазочным материалам. Поговорим, в чем плюсы и минусы электромобилей и гибридов, какие смазочные материалы используются в этих транспортных средствах и как их выбрать.
За последние 10 лет штрафы за превышение выбросов СО2 для европейских автопроизводителей выросли с 5 до 95€ за каждый лишний грамм. А формула расчета нормы выбросов (кол-во грамм на 1 км пробега) ужесточилась почти в 2 раза.
Электромобили в России большей частью сконцентрированы в крупных городах, где хоть минимально решен вопрос с зарядными станциями. Гибридов продается существенно больше. В отличие от полной электротяги они совмещают электромотор, высоковольтные батареи и двигатель внутреннего сгорания (ДВС) небольшого объема.
Плюсы электромобилей:
- Существенная экономия на заправке и обслуживании электромобилей – в три и более раза (зависит от того, какие модели авто сравнивать).
- Нулевые выхлопы – забота о чистоте воздуха.
- Низкий уровень шума – больший комфорт для городской среды.
- Отличная динамика – электродвигателю не нужно набирать обороты, чтобы выдать максимальную мощность, она доступна в любой момент.
- Безопасность – благодаря смещению центра тяжести вниз, где установлены батареи, улучшается устойчивость автомобиля.
Говоря о плюсах электромобилей в России, стоит добавить
- отсутствие транспортного налога;
- бесплатные парковки;
- возможность передвигаться по автобусным полосам;
- возможность ездить по платным трассам без оплаты.
Минусы электромобилей:
- Высокий ценник – бюджетный электрокар обойдется в 2 раза дороже японского хетчбэка аналогичного класса.
- Ограниченная дальность хода: бюджетные модели – до 120 км, авто премиум-класса – до 600 км. Использование печки и кондиционера снижает показатель на 20 %.
- Зависимость заряда от погодных условий: чем ниже температура воздуха, тем быстрее разряжаются батареи.
- Недостаточно развитая сеть электрозаправок в РФ.
Последние три пункта особенно актуальны для России с нашими расстояниями и холодами.
Что касается гибридных автомобилей, их главный плюс в том, что они могут работать как на электричестве, так и на топливе. А значит, объединяют в себе их плюсы и минусы.
Многие автолюбители считают, что для российских условий эксплуатации гибриды подходят больше, чем электромобили, и мы готовы согласиться! Только следует учесть, что для них не предусмотрены льготы, применимые для электрокаров.
Нужно ли масло электромобилям
Естественно, в полностью электрических автомобилях, где нет бензинового или дизельного двигателя, не используется моторное масло, но при этом требуется масло для трансмиссии.
Несмотря на то, что в таких машинах нет коробки переключения передач в традиционном понимании, есть редуктор. Он находится между электродвигателем и колесами и передает крутящий момент от мотора к ведущей оси. Этот узел довольно надежен, главное – эксплуатировать автомобиль бережно, своевременно менять и внимательно подбирать масло.
Узнать, какое трансмиссионное масло использовать в вашем электромобиле, вы можете в руководстве по эксплуатации. Каждый производитель прописывает требования к смазочному материалу, объем заливки и интервал замены.
Для наиболее популярных в России Tesla Model S и Tesla Model 3 подходит высококачественное синтетическое масло для трансмиссии ADDINOL ATF XN 6, обладающее необходимыми допусками.
Масло для гибридных автомобилей
Гибриды, кроме электродвигателя и батарей, снабжаются небольшим ДВС, которому необходимо еще и моторное масло. Условия функционирования ДВС в «соседстве» с электрочастью сильно отличаются от традиционных, что усложняет маслу жизнь.
Дело в том, что на всех гибридах ДВС запускается только при необходимости, зачастую на короткое время – основным силовым агрегатом является электромотор. В условиях постоянного режима «старт-стоп» двигатель не до конца прогревается и топливо, сгорающее не полностью при неоптимальной температуре, попадает в моторное масло вместе с водным конденсатом. Поэтому масло для гибридных автомобилей в обязательном порядке должно иметь особые присадки.
Кроме того, частые «холодные» пуски ДВС усиливают износ его узлов. Поэтому предпочтение стоит отдавать моторному маслу с хорошими низкотемпературными характеристиками. Оно быстрее достигнет всех необходимых точек смазки агрегата и защитит трущиеся поверхности от быстрого износа.
Традиционно для современных гибридных автомобилей рекомендуется синтетическое моторное масло с показателями вязкости SAE 0W-ХХ. Но прежде всего нужно ориентироваться на то, какую смазочную жидкость рекомендует использовать производитель в «мануале» для транспортного средства. Это касается и масла для ДВС, и масла для трансмиссии.
Чтобы упростить себе выбор смазочных жидкостей, воспользуйтесь сервисом подбора масла на нашем сайте. Достаточно указать марку, модель и комплектацию машины, и система подберет для вас оптимальные продукты.