За последние годы турбированные двигатели все активнее вытесняют традиционные «атмосферники». При аналогичном объеме турбодвигатели выдают большую мощность и при этом экономят топливо. Со спецификой работы агрегата с турбонаддувом связана необходимость заливать в него специализированные масла. Объясняем, какое масло для турбированных двигателей нужно выбирать и почему.
Особенности работы турбированного двигателя
Главная задача, которую решает турбодвигатель, – увеличить мощность мотора без необходимости увеличивать объем цилиндров и расход топлива. Для этого агрегат оснащают турбиной, компрессором и интеркулером.
В процессе работы двигателя выхлопные газы вращают турбину. Присоединенный к ней компрессор засасывает воздух, сжимает его под давлением и направляет в систему промежуточного охлаждения – интеркулер (охлаждаясь, воздух становится ещё меньше в объёме, приобретая необходимую плотность) И только после этого он встречается с горючим, в результате чего получается супернасыщенная кислородом топливно-воздушная смесь, которая при сгорании обеспечивает повышенную мощность двигателя.
За последние 10–15 лет давление и температуры внутри ДВС выросли в разы. Чтобы силовая установка выдерживала подобные нагрузки, масло для турбированных двигателей должно отвечать повышенным требованиям. В противном случае вы подвергаете мотор сильному риску.
Подробнее о распространенных проблемах с турбированными двигателями мы рассказали в этой статье.
Какое масло лучше для турбодвигателя?
На автомобильных форумах нередко возникают споры – какое масло подходит для турбированных двигателей: синтетика, полусинтетика или минеральное. По факту же выбирать масло исключительно по его основе – не корректно.
Если вы берете современный автомобиль с турбодвигателем, вы должны использовать качественные и соответствующие требованиям смазочные материалы. Современный турбированный двигатель – это очень сложный и точный агрегат. Вся механическая начинка турбодвигателя очень чувствительна к качеству масел. Если что-то идет не так при таких нагрузках, это грозит существенным сокращением ресурса ДВС либо выходом из строя в кратчайшие сроки.
Лучшее моторное масло для турбированных двигателей – это то, которое соответствует рекомендациям конкретного производителя для конкретного автомобиля.
Для примера возьмем проверенный временем атмосферный двигатель от группы VAG – 1.6 MPI. Для него требуется моторное масло 5W-30 или 5W-40 с очень распространённым допуском VW 502.00 /505.00. Но если в вашем автомобиле установлен турбированный двигатель, требования к маслу будет совсем иными.
Так, для первых поколений турбированных двигателей от той же группы VAG 2.0 TCI/TFSI уже предусмотрена спецификация VW 504.00 /507.00. Это более технологичное среднезольное моторное масло, рассчитанное на повышенные нагрузки и совместимость с системами очистки выхлопных газов. А для новых версий 2.0 TCI нужен допуск VW 508.00 /509.00 с вязкостью 0W-20 для повышенного ресурсосбережения.
Одна из самых сложных проблем, которую производители турбированных двигателей решают последние несколько лет – преждевременное воспламенение смеси на низких скоростях LSPI (low speed pre-ignition). LSPI происходит, когда смесь в двигателе самовоспламеняется на середине такта сжатия при малых и средних скоростях. В этот момент энергия воспламенения возрастает настолько, что преждевременно разрушает не только поршни, но и весь блок цилиндров.
Возникновение эффекта LSPI в том числе зависит от наличия специфических присадок в моторном масле. Если вы используете синтетическое моторное масло, его моющие компоненты могут быть созданы на основе кальция, который в определенной степени способствует возникновению эффекта LSPI. Инновационные продукты, противостоящие преждевременному воспламенению смеси на малых скоростях обладают самыми последними международными допусками API SP, ACEA A7/B7, ACEA C6. Такие моторные масла за счет высококачественной синтетической базы и современного пакета присадок надежно защищают турбину и двигатель от высокотемпературных отложений, образования шлама и лака, а также обладают стабильностью вязкостных характеристик и защитными свойствами.
Выбор масла для дизельных двигателей с турбонаддувом
Определить, какое масло для дизельных двигателей с турбонаддувом нужно использовать, несложно. Если перед вами продукт от проверенного временем производителя, с хорошими отзывами и без риска подделки — на него уже можно обратить внимание. И наоборот, когда вы берете масло неизвестного бренда либо от популярного, но с заниженной ценой, — есть высокий риск столкнуться с контрафактом. А плохое масло — это преждевременный износ двигателя.
Дизельные моторы с турбонаддувом по сравнению с бензиновыми двигателями имеют серьезные отличия в способе воспламенения топливовоздушной смеси и составе топлива. Эта разница меняет в том числе требования к моторному маслу. Поэтому масло для турбированных двигателей, работающих на дизеле, должно обеспечивать качественную смазку пар трения. Для этого нужно выбирать продукт со стабильными вязкостными характеристиками, который будет устойчив к перепадам температуры.
Также смазочный материал должен иметь следующие эксплуатационные свойства:
- высокое щелочное число — чем выше показатель, тем дольше смазывающий состав сохраняет свои свойства и защищает мотор от коррозии, износа;
- термостабильность — поскольку дизельная силовая установка отличается высокой степенью сжатия, в процессе сгорания топлива образуется нагар и отложения, с чем должно бороться качественное масло.
Выбор масла для турбированных бензиновых двигателей
Масло для турбированных бензиновых двигателей для эффективной работы должно учитывать специфику силовой установки. Например:
- увеличенную температуру в ряде зон — на днище поршня, в головке блока цилиндров, а также маслоканалах турбокомпрессора;
- повышенную нагрузку на коренные и шатунные вкладыши, поршневой палец и юбку в результате большого наддува;
- резкое падение давления масла в системе, если сразу заглушить двигатель — турбина, разогревающаяся до 800 градусов, дольше остывает по сравнению с двигателем, поэтому возможно пригорание смазочного материала;
- повышенное давление в камере сгорания, что увеличивает объем газов и приводит к ускоренному окислению и старению моторного масла.
Таким образом, масло для турбированных бензиновых двигателей должно иметь хорошую стабильность свойств во время работы при высоких температурах. Также необходимо подбирать продукт с улучшенными антифрикционными, противоизносными и антиокислительными характеристиками.
Когда менять масло в турбированном двигателе
Эксплуатационные характеристики масел растут вместе с появлением новых турбированных двигателей. Смазочные жидкости становятся более выносливыми. Поэтому циклы замены масла для турбодвигателей не сокращаются по сравнению с традиционными атмосферниками. Для примера возьмем уже упомянутые выше популярные двигатели от группы VAG:
- Проверенный временем атмосферник 1.6 MPI – надежный, неприхотливый, но прожорливый. Съедая по городу 13 литров бензина, он выдает максимум 105 л. с.
- Высоконагруженный современный турбированный 2.0 TCI – расходует около 9 литров на 100 км и выдает около 225 л. с.!
Характеристики у двигателей разные. При этом оба предусматривают интервал замены масла раз в 15 000 км.
Подведем итог – какое масло лучше для турбированных бензиновых двигателей или дизельных агрегатов.
В первую очередь вам нужно смотреть на допуск производителя, указанный в техпаспорте автомобиля. При этом выбирать масло лучше всего от производителей, чья надежность подтверждена временем, положительными отзывами и высокими оценками автопроизводителей. Все это в полной мере относится к маслам ADDINOL. Независимое производство, собственная лаборатория, непрерывные инвестиции в разработку высокоэффективных присадок – все это позволяет воплощать признанное во всем мире немецкое качество.
Чтобы залить в турбодвигатель именно то масло, которое ему точно подходит, воспользуйтесь нашим сервисом подбора масла. В специальных полях укажите марку, модель и комплектацию автомобиля, чтобы найти масло для вашего автомобиля.