Гидравлическое масло – важный компонент любой гидравлической системы. От его правильного выбора зависит эффективность работы высокоточных узлов и их срок службы. Разберемся, какими основными свойствами должно обладать гидравлическое масло, как его выбирать и менять в случае необходимости.
Основные характеристики гидравлических масел
В большинстве отраслей современной промышленности используются гидравлические системы и механизмы: в авиации и космосе, металлургии, судостроении, сельском хозяйстве, в строительно-дорожной технике и различных транспортных средствах. Популярность гидравлических систем объясняется тем, что они довольно просто устроены, при этом надежны и удобны в обслуживании.
В основе принципа гидроприводов – равномерная передача энергии. Основным элементом таких систем выступают гидравлические масла. Их задача – передавать усилие при управлении, приводе и движении. Кроме того, масло смазывает все элементы механизма, одновременно защищая их от износа и коррозии.
Гидравлическое масло должно обладать:
- Вязкостно-температурным качеством – это основная характеристика гидравлического масла, обозначающая оптимальный диапазон температур, при котором масло будет сохранять достаточную вязкость. На разном оборудовании рабочая температура гидравлического масла может варьироваться от –60 °С до +90 °С.
- Антиокислительными и противоизносными свойствами: чтобы увеличить срок эксплуатации оборудования, в масла добавляют специальные присадки, которые задерживают процесс окисления металлических элементов, а также защищают агрегат от износа за счёт смазывающих свойств.
- Низким пенообразованием: масла не должны пениться, так как это нарушит равномерное поступление жидкости в необходимые места и, соответственно, ухудшит эффективность и работоспособность всего агрегата. Избежать этого помогают специальные добавки и высокая степень очистки.
- Гидролитической стабильностью: важно, чтобы масло обладало устойчивостью к окислению под воздействием воды, ведь ее наличие в гидравлических системах далеко не редкость.
Гидравлические масла принято разделять по назначению, вязкости и составу. В зависимости от сферы применения масло бывает:
- для промышленного оборудования;
- для гидротормозных и амортизационных узлов различных машин;
- для авиационной, наземной техники и водных судов.
В составе масел используются основа, которая может быть минеральной, синтетической или натуральной, и присадки – особые примеси, которые улучшают эксплуатационные свойства.
По эксплуатационным свойствам ГОСТ делит масла на три группы:
- Группа «А»: минеральные масла на основе нефтепродуктов, без присадок.
- Группа «Б»: жидкости с антикоррозийными и антиокислительными присадками для средненагруженных гидросистем.
- Группа «В»: высокоочищенные с антикоррозийными, антиокислительными и противоизносными добавками для оборудования, температура масла в которых поднимается до +90 °С.
Как подбирать гидравлическое масло
Для разных типов гидросистем необходимы жидкости с определенными свойствами и качествами. Технические характеристики гидравлического масла, подходящего для определенного оборудования, указывают в руководстве по эксплуатации.
Не стоит использовать техжидкость для механизмов, для которых она не предназначена, так как это может вывести из строя всю систему. Нельзя смешивать синтетические и минеральные масла, а также полностью заменять синтетическую жидкость на минеральную. Если вы решили долить в бачок другое масло, прежде убедитесь, что они являются совместимыми. В противном случае может возникнуть непредвиденная химическая реакция.
В легковых автомобилях гидравлическое масло используется в системе гидроусилителя руля (ГУР). Благодаря ему рулевое колесо современного автомобиля можно вращать одним пальцем. Выбирать масло для ГУР необходимо в строгом соответствии с требованиями автопроизводителя, они указаны в руководстве по эксплуатации. Ни в коем случае нельзя использовать моторное масло вместо гидравлического. Они совершенно разные по своим техническим характеристикам.
Есть и более удобный вариант подбора гидравлического масла для ГУР, как и всех других жидкостей именно для Вашего автомобиля - подбор масла ADDINOL.
Когда пора менять масло
Верный признак того, что жидкость ГУР пора менять – крутить руль стал заметно тяжелее, а под капотом появились нетипичные звуки. Также на потерю работоспособности масла указывают следующие признаки:
- повышенное пенообразование;
- изменение вязкости;
- появление резкого неприятного запаха;
- помутнение;
- присутствие в масле инородных вкраплений.
Планово масло необходимо менять раз в 1–2 года, и раз в полгода проводить его проверку.
Обратите внимание, что смешивать гидравлические масла можно только одинаковые по своему составу. Жидкости одного цвета, но с разными характеристиками, смешивать категорически запрещено.
Как правильно заливать масло в ГУР
Замена жидкости в гидроусилителе руля может быть частичной или полной. При частичной замене достаточно долить необходимое количество масла в бачок и покрутить руль в каждую сторону несколько раз, чтобы жидкость равномерно распределилась по системе.
Полную замену проводят в автосервисе либо самостоятельно. Для этого важно соблюдать следующие этапы:
- Дайте машине остыть и установите ее на подъемник.
- Открутите крышку расширительного бачка и с помощью шприца откачайте старое масло.
- Отсоедините шланги (сначала основной, потом обратный) и опустите их в емкость, чтобы слить остатки. Для прокачки системы во время процедуры крутите руль при выключенном двигателе.
- Снимите бачок, тщательно вымойте его и осмотрите. Если есть повреждения, бачок нужно заменить.
- Установите обратно бачок и подсоедините шланги.
- Залейте новое масло до необходимой отметки (она может различаться у разных моделей, обратитесь к инструкции).
- Покрутите руль в разные стороны для прокачки жидкости по системе, в это время часть жидкости разойдется по узлам, поэтому, скорее всего, ее придется долить.
- Снимите автомобиль с подъемника, запустите двигатель и проедьте несколько километров, после чего снова посмотрите на уровень. Если он превышает допустимый, то жидкость нужно отлить.
Важно помнить, что замену масла нужно проводить аккуратно, и следить, чтобы в масло не попала грязь.
Итак, мы убедились, что без гидравлического масла невозможна работа ни одной гидросистемы. Правильно подобранная жидкость предотвращает преждевременный износ деталей и помогает продлить срок службы оборудования. Не забывайте своевременно проверять качество масла и менять его в случае необходимости.