Гидравлическое масло: почему без него не обойтись «Аддинол Москва»
«Аддинол Москва»

Гидравлическое масло: почему без него не обойтись

Гидравлическое масло – важный компонент любой гидравлической системы. От его правильного выбора зависит эффективность работы высокоточных узлов и их срок службы. Разберемся, какими основными свойствами должно обладать гидравлическое масло, как его выбирать и менять в случае необходимости.

Основные характеристики гидравлических масел

В большинстве отраслей современной промышленности используются гидравлические системы и механизмы: в авиации и космосе, металлургии, судостроении, сельском хозяйстве, в строительно-дорожной технике и различных транспортных средствах. Популярность гидравлических систем объясняется тем, что они довольно просто устроены, при этом надежны и удобны в обслуживании.

В основе принципа гидроприводов – равномерная передача энергии. Основным элементом таких систем выступают гидравлические масла. Их задача – передавать усилие при управлении, приводе и движении. Кроме того, масло смазывает все элементы механизма, одновременно защищая их от износа и коррозии.

Льется масло из бутылки
Гидравлическое масло – важнейший компонент любой гидросистемы.

Гидравлическое масло должно обладать:

  • Вязкостно-температурным качеством – это основная характеристика гидравлического масла, обозначающая оптимальный диапазон температур, при котором масло будет сохранять достаточную вязкость. На разном оборудовании рабочая температура гидравлического масла может варьироваться от –60 °С до +90 °С.
  • Антиокислительными и противоизносными свойствами: чтобы увеличить срок эксплуатации оборудования, в масла добавляют специальные присадки, которые задерживают процесс окисления металлических элементов, а также защищают агрегат от износа за счёт смазывающих свойств.
  • Низким пенообразованием: масла не должны пениться, так как это нарушит равномерное поступление жидкости в необходимые места и, соответственно, ухудшит эффективность и работоспособность всего агрегата. Избежать этого помогают специальные добавки и высокая степень очистки.
  • Гидролитической стабильностью: важно, чтобы масло обладало устойчивостью к окислению под воздействием воды, ведь ее наличие в гидравлических системах далеко не редкость.

Гидравлические масла принято разделять по назначению, вязкости и составу. В зависимости от сферы применения масло бывает:

  • для промышленного оборудования;
  • для гидротормозных и амортизационных узлов различных машин;
  • для авиационной, наземной техники и водных судов.

В составе масел используются основа, которая может быть минеральной, синтетической или натуральной, и присадки – особые примеси, которые улучшают эксплуатационные свойства.

По эксплуатационным свойствам ГОСТ делит масла на три группы:

  • Группа «А»: минеральные масла на основе нефтепродуктов, без присадок.
  • Группа «Б»: жидкости с антикоррозийными и антиокислительными присадками для средненагруженных гидросистем.
  • Группа «В»: высокоочищенные с антикоррозийными, антиокислительными и противоизносными добавками для оборудования, температура масла в которых поднимается до +90 °С.

Как подбирать гидравлическое масло

Для разных типов гидросистем необходимы жидкости с определенными свойствами и качествами. Технические характеристики гидравлического масла, подходящего для определенного оборудования, указывают в руководстве по эксплуатации.

Не стоит использовать техжидкость для механизмов, для которых она не предназначена, так как это может вывести из строя всю систему. Нельзя смешивать синтетические и минеральные масла, а также полностью заменять синтетическую жидкость на минеральную. Если вы решили долить в бачок другое масло, прежде убедитесь, что они являются совместимыми. В противном случае может возникнуть непредвиденная химическая реакция.

В легковых автомобилях гидравлическое масло используется в системе гидроусилителя руля (ГУР). Благодаря ему рулевое колесо современного автомобиля можно вращать одним пальцем. Выбирать масло для ГУР необходимо в строгом соответствии с требованиями автопроизводителя, они указаны в руководстве по эксплуатации. Ни в коем случае нельзя использовать моторное масло вместо гидравлического. Они совершенно разные по своим техническим характеристикам.
Есть и более удобный вариант подбора гидравлического масла для ГУР, как и всех других жидкостей именно для Вашего автомобиля - подбор масла ADDINOL.

Когда пора менять масло

Верный признак того, что жидкость ГУР пора менять – крутить руль стал заметно тяжелее, а под капотом появились нетипичные звуки. Также на потерю работоспособности масла указывают следующие признаки:

  • повышенное пенообразование;
  • изменение вязкости;
  • появление резкого неприятного запаха;
  • помутнение;
  • присутствие в масле инородных вкраплений.

Планово масло необходимо менять раз в 1–2 года, и раз в полгода проводить его проверку.

Девушка за рулем
Верный признак замены масла – если автомобиль перестал слушаться руля

Обратите внимание, что смешивать гидравлические масла можно только одинаковые по своему составу. Жидкости одного цвета, но с разными характеристиками, смешивать категорически запрещено.

Как правильно заливать масло в ГУР

Замена жидкости в гидроусилителе руля может быть частичной или полной. При частичной замене достаточно долить необходимое количество масла в бачок и покрутить руль в каждую сторону несколько раз, чтобы жидкость равномерно распределилась по системе.

Полную замену проводят в автосервисе либо самостоятельно. Для этого важно соблюдать следующие этапы:

  1. Дайте машине остыть и установите ее на подъемник.
  2. Открутите крышку расширительного бачка и с помощью шприца откачайте старое масло.
  3. Отсоедините шланги (сначала основной, потом обратный) и опустите их в емкость, чтобы слить остатки. Для прокачки системы во время процедуры крутите руль при выключенном двигателе.
  4. Снимите бачок, тщательно вымойте его и осмотрите. Если есть повреждения, бачок нужно заменить.
  5. Установите обратно бачок и подсоедините шланги.
  6. Залейте новое масло до необходимой отметки (она может различаться у разных моделей, обратитесь к инструкции).
  7. Покрутите руль в разные стороны для прокачки жидкости по системе, в это время часть жидкости разойдется по узлам, поэтому, скорее всего, ее придется долить.
  8. Снимите автомобиль с подъемника, запустите двигатель и проедьте несколько километров, после чего снова посмотрите на уровень. Если он превышает допустимый, то жидкость нужно отлить.

Важно помнить, что замену масла нужно проводить аккуратно, и следить, чтобы в масло не попала грязь.

Итак, мы убедились, что без гидравлического масла невозможна работа ни одной гидросистемы. Правильно подобранная жидкость предотвращает преждевременный износ деталей и помогает продлить срок службы оборудования. Не забывайте своевременно проверять качество масла и менять его в случае необходимости.

26.03.2021