Моторное масло покрывает детали тонкой пленкой и смазывает их для предотвращения износа, корродирования и уменьшения воздействия на металлические элементы химических веществ. Благодаря регулярной циркуляции жидкости также осуществляется отвод тепла. Разбираемся, для чего это нужно и как сказывается на работе двигателя.
Небольшой пример: температура сгорания топливовоздушной смеси в камере бензинового ДВС может достигать 3 000 °C, а нагрев самой цилиндро-поршневой группы не должен выходить за рамки 300 °C, иначе последствия могут быть самыми неприятными. Достигается поставленная задача по охлаждению во многом за счет моторного масла: чем меньше трения, тем меньше естественный нагрев; при кратковременном контакте с раскаленными деталями, масло должно иметь способность быстро забирать часть тепла, нагреваясь примерно до 200 °C и также быстро отдавать это тепло далее, охлаждаясь до своей рабочей температуры около 100 °C.
При этом масло играет роль терморегулятора, чтобы рабочая температура двигателя (измеряемая по температуре охлаждающей жидкости) оставалась на оптимальном уровне – около 90 °C, тогда он будет работать в нормальном режиме и не выйдет из строя раньше времени.
Что такое рабочая температура моторного масла
Рабочая температура масла в двигателе большинства ДВС (двигателей внутреннего сгорания) автомобилей и грузовых машин находится в пределах 90-115 °C. Параметр может меняться с учетом оборотов силовой установки и скорости движения. В зависимости от конструкции мотора она достигает и 120-130 °C, это характерно для высоконагруженных агрегатов. Смазочный материал, правильно подобранный под параметры двигателя, сможет обеспечить качественную защиту и чистоту во время заданного интервала эксплуатации.
Если температура масла в ДВС будет отклоняться в меньшую или большую сторону от рабочего диапазона значений, это нарушит штатные условия работы агрегата. Смазочный состав в таком случае быстро деградирует и не сможет обеспечить должные смазывающие свойства.
Зависимость вязкости моторного масла от температуры
Главную задачу масла (смазывать и снижать трение металлических деталей, а также отводить излишки тепла) обеспечивает состав, который имеет необходимую вязкость. Это ключевой параметр жидкости, определяющий стабильность работы двигателя. От его величины зависит, насколько эффективно масло будет держаться на поверхности, сохранять текучесть и подвижность.
Чтобы было легче определять нормальную температуру масла в двигателе, автопроизводители используют классификацию SAE, которую разработала американская ассоциация автомобильных инженеров. С ее помощью можно определить вязкость разных продуктов с учетом рабочей температуры ДВС.
Таблица вязкости смазывающей жидкости по параметрам SAE
Класс пo SAE |
Вязкость низкотемпературная |
Вязкость высокотемпературная |
|||
Проворачивание |
Прокачиваемость |
Вязкость мм2/с при t = 100 °C |
Min вязкость мПа°C при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с-1 |
||
Max вязкость мПа°C при температуре |
Min |
Max |
|||
0 w |
6200 при -35ºС |
6000 при -40ºС |
3,8 |
- |
- |
5 w |
6600 при -30ºС |
6000 при -35ºС |
3,8 |
- |
- |
10 w |
7000 при -25ºС |
6000 при -30ºС |
4,1 |
- |
- |
15 w |
7000 при -20ºС |
6000 при -25ºС |
5,6 |
- |
- |
20 w |
9500 при -15ºС |
6000 при -20ºС |
5,6 |
- |
- |
25 w |
13000 при -10ºС |
6000 при -15ºС |
9,3 |
- |
- |
20 |
- |
- |
5,6 |
< 9,3 |
2,6 |
30 |
- |
- |
9,3 |
< 12,6 |
2,9 |
40 |
- |
- |
12,6 |
< 16,3 |
2,9 (0W-40; 5w-40;10w-40) |
40 |
- |
- |
12,6 |
< 16,3 |
3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 |
- |
- |
16,3 |
< 21,9 |
3,7 |
60 |
- |
- |
21,9 |
26,1 |
3,7 |
Чтобы считать значения таблицы, нужно понимать, что обозначают цифры 5W-30, 10W-40 и другие. Эти параметры изготовители масла указывают на таре. Например, 5W указывает на то, что холодный пуск мотора может выполняться при температуре -25 °С без последствий (от цифры 5 вычитается 30, стоящая после литеры W).
Если температура за бортом автомобиля ниже -25 градусов °С, то пуск двигателя затруднится. Текущей вязкости масла уже будет недостаточно для этих условий эксплуатации. Необходимо будет подбирать жидкость с другими параметрами.
Температурные параметры моторного масла
Выделяют несколько температурных режимов масла и связанных с ними показателей. Остановимся на основных:
- Температура застывания – самая низкая температура, при которой происходит потеря текучести масла. Из-за увеличения вязкости и кристаллизации парафинов, масло становится слишком плотным. Снижение температуры застывания достигается путем введения специальных присадок – депрессоров.
- Температура прокачиваемости – самая низкая температура, при которой возможен быстрый и беспрепятственный доступ смазочного вещества ко всем необходимым точкам смазки при холодном пуске.
- Температура вспышки – температура, при которой легколетучие фракции масла образуют с воздухом смесь, способную воспламениться при контакте с открытым огнем. Чем выше этот показатель, тем меньше масло склонно к угару.
- Вязкость SAE (зимняя – при холодном пуске, летняя – при рабочей температуре) – одна из самых важных характеристик масла, определяющая его текучесть и густоту. При снижении температуры вязкость увеличивается, при повышении – уменьшается.
- Индекс вязкости – изменение вязкости моторного масла в определенном диапазоне температур. Чем выше этот показатель, тем в более широком температурном диапазоне смазочная жидкость может сохранять свои свойства.
- Испаряемость – измеряется в процентах и показывает склонность масла к угару. Чем ниже этот показатель, тем меньше угорает масло в процессе эксплуатации.
Почему важна температура масла в двигателе
Моторное масло в масляной системе автомобиля находится в постоянном движении. Циркулируя, оно обеспечивает регулирование температуры: отводит тепло от цилиндропоршневой группы и особо греющихся частей турбины в менее «горячие» точки, а на его место поступает следующая порция более охлажденного масла.
Естественно, в процессе работы какая-то часть масла угорает. Но ввиду того, что смазочная жидкость приходит в цилиндропоршневую группу довольно охлажденной и находится там недолго, а затем уходит обратно в систему, она не успевает нагреться до той температуры, при которой бы сгорела.
Отклонение температуры эксплуатации моторных масел от оптимальных значений, чревато негативными последствиями.
- Слишком низкая температура моторного масла, вызванная неполным прогревом ДВС, приводит к снижению эффективности работы мотора и уменьшению его ресурса. Юбки поршня расширяются недостаточно, увеличивается тепловой зазор между поршнем и цилиндром, уменьшается компрессия. В масло попадает горючее, что приводит к образованию сажи и увеличению показателей расхода топлива. Кроме того, влага, попадающая в цилиндры с воздухом, при низкой температуре не испаряется. Она смешивается с продуктами сгорания с образованием кислот, которые крайне негативно влияют на общее щелочное число (TBN) и рабочие характеристики масла.
- Слишком высокая температура еще более опасный «симптом». В этом случае происходит критическое уменьшение вязкости масла, оно перестает разделять рабочие поверхности. И те детали, которые раньше не имели механического контакта, вступают в соприкосновение металл-металл. Начинается их повышенный износ за счет трения. Также при чрезмерном нагреве из масла испаряются легколетучие вещества, образуются лаковые отложения. Чрезмерно текучее масло попадает в цилиндры и там угорает, его приходится постоянно подливать.
Как избежать проблем с температурой масла
Температура масла зависит от трех основных факторов:
- типа автомобиля и установленного двигателя;
- особенностей использования техники;
- климатических условий.
Риск увеличения температуры высок, если вы:
- эксплуатируете высоконагруженный малообъемный турбированный двигатель в городских условиях и агрессивном стиле;
- подвергаете мотор повышенным нагрузкам: чип-тюнинг, тяжелый прицеп, бездорожье и т.п. ;
- используете автомобиль для путешествий в жаркие климатические зоны, не проведя соответствующей подготовки.
В этих случаях необходимо подбирать и вовремя менять масло с высокой температурой вспышки, низкой испаряемостью и базовыми синтетическими компонентами, следить за чистотой радиаторов и уровнем жидкости в системе охлаждения, а также использовать высококлассный бензин.
При использовании исправного гражданского автомобиля с атмосферным, низкооборотистым двигателем в обычном режиме таких жестких требований к маслу и топливу нет. Если система охлаждения двигателя работает нормально, температура зашкаливать не будет.
Выбирайте масло в соответствии с рекомендациями, прописанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. И отдавайте предпочтение продуктам надежных производителей. ADDINOL стабильно превосходит требуемые стандарты, чтобы вы могли использовать настоящее немецкое масло в вашем автомобиле.
Воспользуйтесь сервисом подбора масла онлайн, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине. Достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля.