Масла для дизельных и бензиновых двигателей имеют схожее строение. В обоих случаях они получаются путем смешивания базовых масел с присадками для усиления эксплуатационных свойств. Однако между двумя этими типами масел все же есть различия, связанные с конструкционными особенностями двигателей внутреннего сгорания. В этом статье мы разберем, чем отличается масло для дизельных двигателей от масла для моторов на бензине.
Особенности бензиновых и дизельных масел
Еще в начале 2000-х вопрос в выборе масла для бензинового или дизельного двигателя стоял остро. Международные комитеты, которые отвечали за сертификацию масел, специально разделяли масла для разных типов двигателей.
В бензиновых моторах температура сгорания топлива выше, а давление воздуха в камере сгорания – ниже. За счет этого воздушно-топливная смесь выгорает практически полностью и довольно быстро. Поэтому и масло для бензиновых агрегатов может содержать меньшее количество моющих присадок.
Дизельное топливо является более грязным – концентрация серы в нем выше, чем в бензиновом топливе примерно в 2 раза. При этом температура сгорания топлива более низкая, а компрессия – высокая. Из-за этого при работе двигателя образуется больше золы и нагара, а в картер просачивается больше выхлопных газов, окисляющих масло.
Поэтому масла, предназначенные для использования в дизельных ДВС, содержат в разы больше присадок, защищающих узлы двигателя от загрязнения и износа. Да и само моторное масло имеет усиленную защиту от окисления.
Можно ли использовать дизельные масла в бензиновых двигателях и наоборот?
Здесь все зависит от требуемого автопроизводителем допуска. Соответствие моторного масла этим требованиям – критически важный фактор для функционирования различных агрегатов автомобиля.
Например, особенностью современных дизельных двигателей является использование высокотехнологичных систем нейтрализации вредных примесей выхлопных газов: EGR (доочистка), DPF (фильтры твердых частиц) и SCR (каталитические нейтрализаторы). Эти системы, в том числе задерживают отработанные зольные присадки масел и крайне чувствительны к их концентрации в продукте. В случае чрезмерного содержания золы в моторном масле фильтры забиваются и выходят из строя, что неизбежно ведет к дорогостоящим ремонтам.
В то же время, в бензиновых двигателях, если и используются нейтрализаторы выхлопных газов, то более простые. Они вообще не приспособлены справляться с большим объемом отработанных присадок и еще более капризны, зачастую реагируя даже на одну заливку некачественного топлива.
Как выбрать дизельное масло
Сейчас практически все масла на рынке имеют одновременно бензиновые и дизельные допуски. То есть, по сути, являются универсальными.
Масло для дизелей в большинстве своем должно быть малозольным. По этому критерию оно попадает под две общепринятые классификации.
В соответствии с международной классификацией API, дизельное масло маркируется буквой «С». Таким образом, различают следующие классы:
- CJ-4 – масло для современных мощных двигателей с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
- CI-4 – для высокооборотистых моторов с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;
- CH-4 – для высокооборотистых двигателей на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;
- CG-4 – для тяжелонагруженных высокооборотистых моторов на дизеле с содержанием серы менее 0,5 %;
- CF-2 – для тяжелонагруженных двигателей;
- CF – для внедорожников, форкамерных и вихрекамерных моторов на дизеле с содержанием серы до 0,5 %.
По европейской классификации ACEA полнозольные дизельные масла относятся к классу B (B3, B4, B5). Средне и малосольные дизельные масла по ACEA маркируются классификацией «С» и предназначаются для уже упомянутых выше систем нейтрализации выхлопных газов. Для таких масел применяются маркеры С2, С3, С4 или С5, где устанавливается максимальный уровень содержания золы и другие характеристики продукта. Если залить масло, не соответствующее нужному показателю, это приведет к раннему выходу из строя системы очистки. А в ремонте и замене она довольно дорогая.
В ассортименте продуктов компании ADDINOL есть большой выбор масел, получивших абсолютно все необходимые уровни допуска для использования в дизельных и бензиновых двигателях. Например, ADDINOL Giga Light MV 0530 LL – это синтетическое высокоэффективное топливосберегающее моторное масло имеющее следующие допуски: API SP, ACEA C2 и C3, VW 504.00 / 507.00, BMW LL-04, Porsche C30 и многие другие.
Оптимально подобранное сочетание базовых масел и инновационных среднезольных присадок обеспечивает его превосходство над требованиями и одновременно невероятную универсальность: Giga Light MV 0530 LL рекомендовано к использованию в дизельных и бензиновых ДВС, а также двигателях, работающих на природном газе.
Чтобы вы не запутались в выборе масла, которое подойдет именно вашему автомобилю, мы создали на нашем сайте специальный сервис – подбор моторного масла онлайн. Вам достаточно указать тип транспортного сервиса, его марку, модель и двигатель, и система автоматически подберет для вас нужный продукт.