Снегоходы относятся к сезонной технике – как правило, их используют в течение 4–5 холодных месяцев в году. Поэтому при выборе масла для «снежного коня» необходимо отталкиваться от специфических условий эксплуатации. Они же влияют и на периодичность замены смазочной жидкости. Как выбирать моторные масла для снегоходов и как часто обновлять их в двигателях – читайте в нашем материале.
Основные требования для снегоходных масел
Для масел, которые эксплуатируются в снегоходах, есть два отличительных критерия.
Главная особенность – низкая температура работы смазочной жидкости. Моторное масло должно обеспечивать быстрый холодный пуск двигателя и в кратчайшее время смазывать узлы агрегата при температурных показателях в пределах от –15 до –40 °C.
Также у масла должно отсутствовать коксование. Особенно это касается масел для двухтактных двигателей, где смазочная жидкость смешивается с топливом, с ним же и сгорает. При использовании некачественного масла в ходе эксплуатации образуется сажа , которая остается в виде нагара на важнейших узлах:
- В камере сгорания (на стенках цилиндров, поршне) – из-за нагара ее рабочий объем уменьшается и падает мощность двигателя, плюс нагар не позволяет мотору охлаждаться, происходит перегрев, возможна разрушающая узлы детонация топливной смеси и выход из строя всего агрегата.
- На клапанах – из-за нагара они неплотно закрываются, что приводит к потере мощности.
- На поршневых кольцах – ухудшается их подвижность, что приводит к падению давления, а также к повышенному расходу масла и топлива.
В качественных маслах для снегохода проблема коксования решена за счет полностью синтетической базы и специальных присадок, которые гарантируют полное сгорание смазочной жидкости и обеспечивают его бездымность.
Помимо указанных характеристик, моторные масла для снегоходов должны выполнять общие для машинных масел задачи:
- защищать агрегат от износа и коррозии;
- продлевать срок службы агрегата;
- охлаждать узлы двигателя;
- снижать шум от работы пар трения.
Выбор масла по типу двигателя
Для какого двигателя нужно подобрать масло – для 2-тактного или 4-тактного? С ответа на этот вопрос начинается выбор смазочной жидкости для снегохода.
Как правило, на снегоходы ставят более легкие и удобные в обслуживании 2-тактные двигатели. В таких агрегатах масло не заливают отдельно, а добавляют непосредственно в топливо. В результате получается масляно-топливная смесь, которая и подается в двигатель. Смазывая узлы мотора, масло сгорает в камере вместе с топливом.
Из-за таких особенностей эксплуатации моторное масло для 2-тактных двигателях должно легко смешиваться с топливом, быстро растворяться в нем и полностью прогорать без образования сажи. Такие задачи в полной мере решают качественные синтетические масла за счет специального состава (база плюс присадки).
На снегоходы, которые используют в экстремальных условиях – в гонках, на диких трассах, для выполнения трюков, – ставят в основном супермощные и оборотистые 2-тактные моторы. Смазочный материал для таких агрегатов должен обладать особыми свойствами с точки зрения защиты от износа, малодымности, предотвращения коксования, низкотемпературных качеств т.д.
Также, на некоторых моделях снегоходов используются и 4-тактные ДВС. В таких агрегатах масло заливают отдельно от топлива. По своим характеристикам смазочная жидкость для 4-тактного мотора снегохода будет подобна автомобильному маслу.
Важно! Использовать автомобильное масло для 4-тактного двигателя в 2-тактном моторе, рассчитанном на смешивание топлива и масла, нельзя! .
Что учитывать при выборе масла для снегохода
В сервисной документации к любому снегоходу вы найдете требования для масла. Как правило, они касаются вязкости масла и соблюдения специальных допусков.
Какой должна быть вязкость масла для снегохода
Учитывая температурные особенности эксплуатации снегоходов, у масла должны быть предусмотрены минимальные значения низкотемпературной вязкости по SAE. Даже в средней полосе России нужно быть готовым к низким пиковым температурам – в районе –30 °C. Поэтому обычно владельцам снегоходов рекомендуют синтетические масла с запасом по низкотемпературной текучести.
Брать более дешевое масло с более высокой температурой замерзания нет смысла - риски остаться без возможности эксплуатировать снегоход в самый холодный и неподходящий момент слишком велики. А про дымность и коксование, как результат экономии на смазочном материале повторяться не будем.
Важно! Из-за разницы в вязкости мы не рекомендуем использовать мотоциклетное масло в снегоходах. У мотоциклетных жидкостей показатель зимней вязкости по SAE в основном – 10W или 20W. Для зимы они не подходят.
Допуски масла для снегохода
Приобретая емкость с маслом для снегохода, вы увидите, что на этикетке проставлены специальные допуски. Они подобны тем, что ставят на автомобильные масла. В случае со снегоходными маслами используются классификации по API и ACEA. Для 2-тактных – специализированные. Для 4-тактных – общие.
Для 2-тактных двигателей масла должны иметь следующие допуски:
- API TC – класс, назначенный Американским институтом топлива для высоконагруженных 2-тактных двигателей до 500 кубов, которые эксплуатируются на суше.
- JASO FC или FD – классификация Японской организации по автомобильным стандартам для бездымного моторного масла (FC) или бездымного моторного масла с улучшенными характеристиками (FD).
- ISO-L-EGС или ISO-L-EGD – классы Международной организации по стандартизации, которые указывают на малодымные масла, обеспечивающие улучшенную чистоту поршней.
Масла для снегоходов от ADDINOL
Среди высококачественных продуктов компании ADDINOL вы найдете специализированные масла для снегоходов, в которых точно соблюдаются требования по вязкости и допускам.
Для 2-тактных моторов:
ADDINOL Super 2T MZ 406 – высокоэффективное синтетическое масло с температурой замерзания −36 °C. Этот продукт можно использовать в двигателях с воздушным и водяным охлаждением. Также ADDINOL Super 2T MZ 406 подойдет для двигателей с системой автоматической подачи масла.
ADDINOL Super Synth MZ 408 – синтетическое масло с температурой застывания −40 °C. Этот продукт подойдет для высоконагруженных двигателей в спортивных и трюковых снегоходах. Масло обеспечит надежную защиту даже при экстремально высоких рабочих скоростях и температурах.
Для 4-тактных моторов:
ADDINOL Superior 040 0W-40 – полностью синтетическое PAO (полиальфаолефины) моторное масло с топливосберегающими свойствами и температурой застывания −55 °C. Отличается надежной защитой от износа и прекрасными качествами при пуске и прогреве двигателя благодаря улучшенным низкотемпературным и антифрикционным характеристикам. За счет высококачественных базовых масел и уникальному пакету присадок гарантирует максимальные эксплуатационные характеристики даже в экстремальных условиях.
ADDINOL Super Racing 5W-50 – синтетическое масло с температурой застывания −40 °C. Рекомендуется для двигателей повышенной мощности. В том числе, в снегоходах, которые эксплуатируются при повышенных нагрузках: в горах, на пересеченной местности, в гонках и так далее.
Когда менять моторное масло в снегоходе
В 2-тактных двигателях масло не требует отдельной замены, а добавляется пропорционально к каждой заправке топливом.
В 4-тактных агрегатах определяющим фактором для замены смазочной жидкости является пробег. Как правило, в 4-тактниках с пробегом моторное масло меняют через каждые 2000 км или перед сезоном. Если же снегоход новый, важно соблюдать периодичность замены, предписанную производителем, чтобы сохранить гарантийные обязательства.