Если вы впервые пришли в магазин за моторным маслом, не исключено, что у вас голова пойдет кругом от обилия информации на этикетках. Как в них не запутаться и на что обращать внимание в первую очередь – в нашем материале.
Ключевые показатели моторных масел
Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной конкретной модели и комплектации.
В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации – не более чем маркетинг, а вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.
Если хочется глубже разобраться и понимать, почему то или иное масло подходит или не подходит, самому выбирать нужное масло, требуется понимать, что:
- в составе масла есть основа и присадки – что это означает, читайте в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».
- один из ключевых показателей масла – вязкость;
- не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).
Вязкость моторного масла
Этот параметр указывает на то, насколько густым является масло при низких и высоких температурах. Вязкость определяется по классификации SAE. В соответствие с ней масла делятся на 3 группы:
- зимние – например, SAE 5W или SAE 20W;
- летние – например, SAE 30 или SAE 40;
- всесезонные, универсальные – например, 5W-30.
Конкретно зимнее или летнее масло сейчас в продаже практически не встречается. Гораздо больший спрос – на всесезонное. Такое масло можно залить летом и смело ездить на нем до весны.
На что указывает маркировка с двумя числовыми показателями? Разберем на примере класса 5W-30.
Буква W – от слова «winter» (зима). Цифра за ней отмечает степень морозостойкости. Чем ниже число, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. А значит, сокращается время (Oiling Time) между запуском двигателя и присутствием масла в каждой, необходимой для смазывания и защиты точке агрегата.
Вторая цифра в маркировке – это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.
В таблице ниже можно посмотреть, как соотносится класс масла по вязкости с диапазоном температур:
Ряд вязкости масла |
Класс |
Температурный диапазон |
Зимние |
SAE 0W |
−40...0 °С |
SAE 5W |
−35...−10 °С |
|
SAE 10W |
−35...0 °С |
|
SAE 15W |
−35...+10 °С |
|
SAE 20W |
−35...+15 °С |
|
Летние |
SAE 30 |
−5...+35 °С |
SAE 40 |
+10–40 °С |
|
SAE 50 |
+10–50 °С |
|
Всесезонные |
SAE 5W-30 |
−35...+35 °С |
SAE 5W-40 |
−35...+40 °С |
|
SAE 5W-50 |
−35...+50 °С |
|
SAE 10W-30 |
−30...+35 °С |
|
SAE 10W-40 |
−30...+40 °С |
|
SAE 10W-50 |
−30...+50 °С |
|
SAE 15W-30 |
−25...+35 °С |
|
SAE 15W-40 |
−25...+40 °С |
Кроме показателя вязкости на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.
Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам.
Ранее мы уже писали о классификации моторных масел (ссылка на статью «Классификация моторных масел») по различным маркировкам, но для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.
Классификация ACEA
Маркировка АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива, и/или защита двигателя, и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость масла, щелочное число и т. д.
По АСЕА выделяется 3 группы масел:
- A и B – для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
- C – для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
- E – для высоконагруженных грузовых дизелей.
После латинской буквы в классе указывается число: 1, 2, 3, 4 или 5. Чаще всего в продаже можно найти универсальные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. В таких случаях на этикетках используются следующие маркировки:
- А1/В1 – для моторов, которым требуется масло с пониженной вязкостью при высоких температурах и энергосберегающими свойствами.
- А3/В3 – для современных двигателей с удлиненным интервалом замены. По рекомендации производителя такое масло может подходить для применения в течение года или при повышенных нагрузках на мотор.
- А3/В4 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами.
- А5/В5 – для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива .
На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (A1/B1 и А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты.
Классификация API
Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:
- S – бензиновые двигатели;
- С – дизельные двигатели.
Кроме С или S в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масла для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что масло предназначено для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.
По API (American Petroleum Institute) классификации, действующими классами являются:
Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей
- SP (RC) – для моторов с 2021 года выпуска;
- SN (Plus, RC) – для моторов до 2020 года выпуска;
- SM – для моторов до 2011 года выпуска;
- SL – для моторов до 2004 года выпуска;
- SJ – для моторов до 2002 года выпуска.
Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:
- Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
- Защита от износа цепи ГРМ:
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.
Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API.
Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей
- FA-4 – первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв).
- CK-4 – для современных дизельных ДВС
- CJ-4 – для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
- CI-4 (Plus) – для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;
Как правило, масла с маркировкой API – универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием, например SN/CF. Особенно экономные масла отмечаются специальным маркером ЕС1 или ЕС2.
Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)
Эта маркировка моторного масла разработана комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.
На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта – GF-5 (SN) и GF-6 (SP).
OEM (автопроизводители) допуски моторных масел
Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.
Самые распространенные примеры допусков можно найти в этой статье.
Выбираем масло правильно
При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Таким образом, обращать внимание нужно на:
- соответствие показателей вязкости и полученных маслом допусков той информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования.
- бренд производителя масла – важный критерий для определения гарантированного качества продукта. Например, если производитель обладает богатой историей и сильной репутацией, открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар – он заслуживает доверия;
- реноме и отзывы в интернете продавца – наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной и той же сфере гарантирует оригинальность продукта.
Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.
Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть, различными:
- Если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, автомобиль просто не провернет замерзшую массу и не заведется.
- Использовав излишне жидкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним угаром.
Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ преждевременный выход из строя двигателя и/или его навесного оборудования.
Подробно последствия неправильного выбора масла мы рассмотрим в одной из следующих статей.